Учение о качествах речи в трудах Н. И. Греча и А. Ф. Мерзлякова
            Дауде Момина Туре
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
1000
2014-03-14
16:30 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
    Рассматриваются качества речи, выделенные Гречем: Правильность слога, 
Благозвучие, Благородство, Краткость, Живость, Естественность, Красота, 
Определенность, Порядок мыслей, Чистота, Ясность а также 
качества, выделенные Мерзляковым: Блогозвучие, Благородство, Живость, 
Красота, Правильность, Пристойность и, особенно, Точность. 
Отмечаются сходства и различия в их понимании обоими авторами, их античные истоки, а также образцы произведений словесности, оцениваемые с точки зрения этих качеств.
Отмечаются сходства и различия в их понимании обоими авторами, их античные истоки, а также образцы произведений словесности, оцениваемые с точки зрения этих качеств.
Тезисы
    1. Учение о достоинствах речи перешло из античных риторик в риторики 
Средневековья и эпохи Возрождения. На первый план выходили более или 
менее релевантные качества речи: Правильность слога (собственная 
правильность и чистота языка), Ясность и определенность слога, порядок 
мыслей, единство, красота слога (благозвучие, краткость, живость и 
естественность или непринужденность), Краткость, Уместность, Плавность, 
Внушительность, Логичность, Изящество, Богодохновенность, Куртузность 
речи и другие качества, выглядящие сегодня достаточно необычно. 
Античная традиция отразилась уже в начальной дефиниции «Украшение слова»: « Украшение слова есть, которое ясно и явно и сладкою речью (dilucida et perspicua) или глаголанием дела и вещи объявляет и показует». Так, уже в первом русском учебнике говорится о ясности, «явности» (прозрачности, доступности, сладости речи.
2. Для дальнейшего анализа качества речи привлекаются сочинения крупнейших русских учёных-филологов первой половины XIX века: А. Ф. Мерзлякова и Н. И. Греча.
Обычно главы об украшении речи и её положительных качествах встречаются в разделах, касающихся стиля речи или стиля слога (третья часть теории словесности или теории риторики).
3. Правильность слога, по Гречу, состоит в «наблюдении общепринятых законов употребляемого нами языка».
Автор считал,что «необходимо знать грамматику и наблюдать господствующее употребление в сочинениях лучших писателей».
Именно это понимание правильности находится в основании взглядов также и современных лингвистов.
4. Мерзляков выделяет те же 5 качеств речи, что и Греч, но добавляет еще и Точность.
5. Качества речи, выделяемые только Гречем и не выделяемые Мерзляковым.
Будет сделана попытка рассмотреть текст начала XVIII века с точки зрения обоих авторов.
		Античная традиция отразилась уже в начальной дефиниции «Украшение слова»: « Украшение слова есть, которое ясно и явно и сладкою речью (dilucida et perspicua) или глаголанием дела и вещи объявляет и показует». Так, уже в первом русском учебнике говорится о ясности, «явности» (прозрачности, доступности, сладости речи.
2. Для дальнейшего анализа качества речи привлекаются сочинения крупнейших русских учёных-филологов первой половины XIX века: А. Ф. Мерзлякова и Н. И. Греча.
Обычно главы об украшении речи и её положительных качествах встречаются в разделах, касающихся стиля речи или стиля слога (третья часть теории словесности или теории риторики).
3. Правильность слога, по Гречу, состоит в «наблюдении общепринятых законов употребляемого нами языка».
Автор считал,что «необходимо знать грамматику и наблюдать господствующее употребление в сочинениях лучших писателей».
Именно это понимание правильности находится в основании взглядов также и современных лингвистов.
4. Мерзляков выделяет те же 5 качеств речи, что и Греч, но добавляет еще и Точность.
5. Качества речи, выделяемые только Гречем и не выделяемые Мерзляковым.
Будет сделана попытка рассмотреть текст начала XVIII века с точки зрения обоих авторов.