Дар как насилие (эстетико-смысловой комплекс «творческая интеллегенция» в фильме П. Лунгина «Дирижер»)
            Людмила Владимировна Миллер
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
    Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
кинозал
2014-03-15
16:20 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
    В сообщении анализируются фрагменты фильмов «Дар» П. Лунгина, «Полторы комнаты» А. Хржановского и фильм К. Худякова 1984 года «Успех». В результате анализа становится ясным, что талант оказывается самой агрессивной инстанцией в структуре личности Художника. Насилие и тирания таланта заставляют его отказаться от многого, даже в той или иной мере от самого себя.
Тезисы
    Закрепленные в коллективном художественном сознании привычные представления о том, что талант делает художника свободным, позволяя в максимальной степени реализовать духовные, эстетические и эмоциональные устремления, могут быть взяты под сомнение, если внимательно проанализировать смысловое содержание кинотекстов, центральным героем которых является представитель так называемой «творческой интеллигенции». Дар уводит Художника от самого себя и от «значимых близких», принуждает, иногда буквально заламывая ему руки, нарушать этические запреты. Эта мысль прочитывается не только в работах современных режиссеров («Дар» П. Лунгина, «Полторы комнаты» А. Хржановского), но даже в наиболее ярких произведениях соцреализма, таких, например, как фильм К. Худякова 1984 года «Успех».