XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Алхимическая поэтика в цикле «Миргород» Н. В. Гоголя: идея Великого делания

Вера Олеговна Барсукова
Докладчик
студент 4 курса
Томский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе интерпретируется цикл Н. В. Гоголя «Миргород» в рамках алхимического дискурса. Обозначены основные черты алхимической поэтики, используемые в тексте: «рецептуальность» текстов, принцип «что вверху, то и внизу», система зеркального взаимоотражения, поэтика металлов, бестиальные образы, колористика. Прослежена роль идеи Великого делания в цикле.

Тезисы

В качестве материала исследования был выбран цикл «Миргород» Н. В. Гоголя. Были поставлены следующие задачи: рассмотреть поэтику гоголевских текстов в свете алхимической парадигмы (алхимической колористики, поэтики металлов, специфических бестиальных образов, образов-атрибутов Великого делания), концептуально осмыслить роль алхимического дискурса в творчестве Гоголя.
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты.
1) Обнаружена «рецептуальная» структура гоголевского текста, схожая с алхимическим рецептом: путь к духовному совершенствованию предписывается (преимущественно — от обратного), процесс преображения героя описывается с помощью алхимической образности (попадание в печь, готовка, ощущение жара, разного рода телесные метаморфозы).
2) Принцип «что вверху, то и внизу», лежащий в основе алхимического учения, реализуется в повестях как демонстрация сущностного единства разных бытийных пластов, совмещение «низкого» и «высокого», зеркально отражающихся.
3) Гоголь использует поэтику металлов, которая двоится в тексте («настоящее» золото и позолота) и характеризует подлинное/неподлинное, духовное/материальное существование.
4) Животные образы в «Миргороде» оказываются схожи с алхимическим бестиарием и выполняют характерологическую функцию.
5) Используемая в цикле колористика совпадает с цветовым кодом Великого делания: черный, белый, красный цвета активно используются Гоголем и наполняются семантикой, схожей с традиционным значением этих цветов в алхимическом дискурсе.
6) Идея Великого делания предстает в цикле как проект последовательного совершенствования личности, которая достигает этой цели через индивидуальный, ответственный выбор.