XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ирония и метаирония в поэме И. А. Бродского «Горбунов и Горчаков»

Любовь Михайловна Бузикова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе рассматриваются риторические фигуры иронии и метаиронии в поэме И. А. Бродского «Горбунов и Горчаков». На основе античных источников и современной теории тропов дается определение и выявляются основные черты данных фигур. Далее выдвигается гипотеза о возможной важности соотнесения иронии и метаиронии с главными героями, Горбуновым и Горчаковым. Контекстуальный анализ выделенных в тексте примеров позволяет сделать вывод о значимости риторических фигур метаиронии и иронии для одной из возможных интерпретаций поэмы.

Тезисы

Художественные тексты И. А. Бродского — актуальный материал для исследований в области филологии и философии. Чаще всего предметом рассмотрения оказываются определенные концепты — такие как язык, время, или же риторические фигуры (метафора, метонимия и ирония). Среди корпуса исследуемых поэтических текстов — поэма «Горбунов и Горчаков».
И М. Б. Крепс, один из первых исследователей Бродского, и Л. В. Лосев, биограф и поэт, отмечали важность иронии для интерпретации и понимания поэмы как целостного текста и всего творчества Бродского. Но отдельные исследования, посвященные данной теме, выделить сложно. Одновременно с появлением исследований текстов Бродского, начиная со второй половины
XX в., развивается концепт метамодерна. Вместе с ним появляется метаирония. Позиционирование данной фигуры в риторике остается открытым для исследований вопросом, поэтому рассмотрение поэмы «Горбунов и Горчаков» Бродского с позиции не только иронии, но и продолжающей ее фигуры метаиронии можно назвать актуальной темой. 
Обращение к античной риторике и современной теории тропов позволяет выделить основные черты иронии (наличие переноса по контрасту, по противоположности семантики, целевая составляющая — насмешка, ирония как форма положительной характеристики или восхваления) для ее нахождения в тексте поэмы. На основе признаков этого понятия и исследований метамодерна можно охарактеризовать и метаиронию такими чертами, как деконструкция сложившихся форматов комического или иронического, наличие контраста и важность контекста (родственные иронии признаки), создание эффекта обманутого ожидания у читателя или зрителя. Можно предположить, что применение метода контекстуального анализа с учетом данных определений риторических фигур покажет соотношение главных героев, Горбунова и Горчакова, с соответствующими фигурами (ирония, метаиронии) и влияние этого факта на интерпретацию поэмы.
Проведенный на данном этапе разбор риторических фигур, встречающихся в первых трех главах поэмы, позволяет сделать вывод, поддерживающий одну из возможных интерпретаций поэмы о соответствии персонажей полушариям головного мозга. Согласно Лосеву, Горбунов олицетворяет левое полушарие, ответственное за речь и логические построения, а Горчаков — правое, связанное с воображением и эмоциональными реакциями. Количество тропов и их принадлежность героям в данных главах показывает, что Горбунову соответствует и ирония, и метаирония — тропы, для конструирования и деконструирования которых необходимо понимание изначальной логики высказывания. Горчакову же характерна ирония, которая может создаваться и на ассоциативном уровне без логических построений. Продолжение работы с другими главами поэтического текста позволит говорить о достоверности или ложности данных выводов.