«Живые газеты» в США: в движении к новому человеку
Юлия Анатольевна Клейман
Докладчик
доцент
Российский государственный институт сценических искусств
Российский государственный институт сценических искусств
Ключевые слова, аннотация
«Живые газеты», театр «Великой депрессии», Федеральный театральный проект, монтаж эпизодов, социальная проблематика.
Тезисы
Эпоху «Великой депрессии» невозможно представить без «Живых газет» Федерального театрального проекта (The Federal Theatre Project) — программы, осуществлявшейся в 1935–1939 гг. в рамках «Нового курса» Ф. Рузвельта. Эти спектакли с остросоциальной тематикой рассказывали о масштабах бездомности, призывали экономить электричество и сдавать анализ крови на сифилис, подвергали обсуждению сельское хозяйство и систему среднего образования. Они были очень разными и тематически, и эстетически, но их объединяла интенция к изменению общества. «Живые газеты» появились под влиянием советских театральных опытов, но превзошли их и в разнообразии сценических средств, и в драматургической сложности. «Живым газетам» был присущ парадоксальный монтаж эпизодов, стремительный ритм действия, яркая условность, широкое использование теней и проекций. Во многом американские «Живые газеты» наследовали театральные идеи экспрессионизма, однако ощущение тотального хаоса и механистичности существования сменилось в театре «Красных Тридцатых» краткой верой в возможность движения к более гармоничному устройству мира, к созданию нового человека.