Восприятие прозы Генри Джеймса 1880-х гг. в творчестве Барбары Пим
            Алиса Яковлевна Климовская
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2018-03-20
16:40 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
    Генри Джеймс; Барбара Пим; "женский вопрос"; репрезентация; модель женского начала; гендерные стереотипы 
Тезисы
    В
докладе рассматривается вопрос о влиянии наследия американца Г .Джеймса
(1843-1916, James) 1880-х на зрелое творчество
британской писательницы Б .Пим (1913-1980, Pym) с точки зрения поэтико-стилевых особенностей  и проблематики (исследование «женского
вопроса»). Вопреки их гендерной и временной принадлежности наблюдаются
определенные переклички в развитии «женской темы». Джеймса и Пим интересовали
вопросы репрезентации женского начала, пагубного влияния гендерных стереотипов
на формирование женской субъективности. 
Наиболее четко влияние творчества Джеймса прослеживается  в апелляции «Голубка умерла» (1963-69) Пим к его
роману «Женский портрет» (1881)  и явной
аллюзии на повесть «Вашингтонская площадь» (1880). 
В качестве прообраза главной героини романа Пим
представляется возможным считать второстепенный персонаж романа Джеймса, мадам Мерль. Рассматриваются аналогии в репрезентации  женских
характеров м-м Мерль и Леоноры, 
нехарактерной для Пим модели женского начала. Пим вслед за Джеймсом   противопоставляет внешнее совершенство
персонажа с его внутренней пустотой 
через сравнение с предметом. Оба писателя разрабатывают тему
закабаляющей губительной любви, которая влечет за собой ограничение свободы и
права выбора избранника. В своем пародийном парафразе взаимоотношений Озмонда и
Изабеллы Пим прибегает к приему смены гендерных ролей. С точки зрения
порабощения трактует отношения Леоноры Нэд, основной конкурент героини в борьбе
за молодого человека, единственный американец в прозе Пим, который в отличие от
героев Джеймса выведен в качестве разрушительного начала. В финале покинутая Леонора
ассоциируется  с Кэтрин Слоупер. Аллюзия
на этот персонаж повести Джеймса  ироничным образом характеризует героиню,  ибо она не выдерживает сравнения с
литературным прообразом.