Звери в городе: из истории русской топики революционной эпохи.
            Николай Александрович Гуськов
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
188
2018-03-23
15:10 -
        15:30
    Ключевые слова, аннотация
    русская литература 20 века, топика, детская литература, образы животных в литературеК. И. Чуковский
Тезисы
    В
 прошлом году исполнилось 100 лет со времени появления сказки К. И. 
Чуковского «Крокодил», произведения одновременно новаторского и 
отражающего характерные для эпохи тенденции детской и взрослой 
литературы. Хотя этот текст исследовался, его нельзя считать достаточно 
откомментированным. Изучение же его топики особенно содействовало бы 
осмыслению основ ленинградской школы детской литературы и ключевых тем 
массовой словесности революционной эпохи. Один из важнейших мотивов 
«Крокодила» – нашествие зверей на город и расселение их там вместе с 
людьми – разрабатывался, вопреки воспоминаниям автора, не совсем 
спонтанно, как показывают документальные свидетельства. Вторая и третья 
части «Крокодила» отражают в большей степени, чем первая, на размышления
 Чуковского и над современностью, и над принципами повествования для 
детей, поэтому претексты и контексты рассматриваемого мотива сложны и 
разнообразны. Некоторые из них комментируются в докладе. Все они 
восходят к традиционной мифологической оппозиции «град» – «зверь».  
Первый ее элемент – аллегория идеального (в определенных изводах 
заповеданного свыше) устройства общества (государства), второй – 
аллегория стихийных, враждебных (хтонических, дьявольских и т. п.), 
разрушительных, гибельных сил.  В докладе рассматриваются разнородные 
источники мотива противостояния зверей городу. Наиболее важны 
дидактические: средневековые (Иоанн Златоуст), барочные (проза Б. 
Грасиана, живопись П. Поттера), модернистские (Уэлльс, Честертон). 
Учитываются и традиции «петербургского текста». Интересно – независимо 
от Чуковского и во взаимодействии с ним – появление данного мотива в 
литературе и публицистике революционной России (А. М. Ремизов, Е. Н. 
Чириков и др.). Заслуживает внимания сложившаяся под воздействием 
Чуковского традиция использования данного мотива в советской детской 
литературе (В. Князев, В. Лифшиц, Ю. Яковлев).