Модели взаимодействия реплик и ремарок сценария для создания аудио- и видеоряда кинотекста
            Олеся Александровна Пантелеенко
        
        
        Докладчик
        
        
        старший преподаватель
Беларусский государственный университет
    Беларусский государственный университет
191
2018-03-24
16:30 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
     кинотекст, межсемиотический перевод, денотативность, коннотативность, поликодовость
Тезисы
    С момента создания братьями Люмьер «движущейся
картинки» киноиндустрия оказывала и продолжает оказывать на общество мощное
влияние. В связи с этим закономерен интерес ученых, в частности, лингвистов к
фильму как сравнительно молодому типу текста, изучение которого может
способствовать постижению языковой реальности. 
Исследуемый сценарий является инструментом
актуализации кинотекста, который в свою очередь рождает образный и эмоциональный
отклик реципиентов. Образы, живущие в нашем сознании в «одежде слов»,
подвергаются своеобразной расшифровке в сценарии. Таким образом, сценарий
является неким знаконосителем, который замещает систему образов и чувств, при
дескрипции вербальных и невербальных кодов фильма. Изучение способов описания
аудио- и видеоряда в сценарии и рассмотрение на их основе моделей взаимодействия
реплик и ремарок позволяет раскрыть особенности сценария как промежуточного
текста, который обеспечивает межсемиотический перевод монокодового вербального
текста в поликодовый вербально-невербальный. Для достижения поставленных задач
в ходе исследования выявлены основные способы дескрипции аудио- и видеоряда
фильма в сценарии. Один из них формируется при участии реплик и ремарок и
подразделяется на визуально-речевой и авизуальной-речевой. Другой образуется
ремарками и подразделяется на визуально-звуковой неречевой, нулевой,
авизуально-звуковой неречевой, визуальный. Выделенные способы могут
функционировать самостоятельно или в различных комбинациях друг с другом. Также
в работе предлагается классификация моделей взаимодействия структурных единиц
сценария, разработанная на основе теории 
денотативности и коннотативности французского исследователя Р. Барта.