Жил Висенте и Жозе де Аншиета: некоторые точки соприкосновения
            Андрей Павлович Жуков
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2018-03-21
11:00 -
        11:20
    Ключевые слова, аннотация
    ауто, средние века, театр, Португалия, Бразилия, Жил Висенте, Жозе де Аншиета
Тезисы
    Театр
Жозе де Аншиеты – зачинателя театра в Бразилии – очень яркое явление,
синтезирующее средневековые иберийские составляющие с новыми традициями эпохи и
также с фольклорными элементами и представлениями исконных обитателей
бразильских земель.  На становление театральной системы Жозе де Аншиеты
большое влияние оказал театр португальского драматурга Жила Висенте, что
неоднократно отмечалось в литературоведении, однако в отечественной традиции
данная тема будет затронута впервые. Важной точкой соприкосновения, которая на
сегодняшний день остается вне поля зрения исследователей, является похожие
структуры текстов, где драматурги «переворачивают» культурные и литературные
модели, бытовавшие в ту эпоху. Так, например, важным для художественного мира
«Корабля Ада» Жила Висенте является образ появляющегося на сцене Дурака. Его
появление способствует тому, что описываемый здесь мир переворачивается
наизнанку. С этим связано также и появление после прихода Дурака обилия
ругательных слов, связанных с испражнениями и телесным низом, в речи Дьявола.
Материально-телесное начало, земля и реальное время становятся относительным
центром новой картины мира. В ауто Аншиеты похожему переосмыслению подвергаются
ритуальные модели индейцев: грозные воители превращаются в демонов, которые
вызывают смех (как свои видом, так и поведением).  Гуайшара, Аимбире и
Сарауайа (имена дьяволов в ауто) – изначально это имена полководцев Тамойо
(индейцев, примкнувших к французам – противникам португальцев). В докладе
предполагается сопоставить данные образы на примере ключевых текстов
драматургов.