«Задачи русского искусства за границами СССР»: культурно-просветительская деятельность Г. К. Лукомского во Франции
Елена Эдуардовна Эльц
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
241
2016-03-18
18:50 -
19:10
Ключевые слова, аннотация
Г. К. Лукомский оказался в 1919 г.
за пределами России, разделив судьбу с той
частью интеллигенции, которая получила
название «культурной эмиграции».
Он активно публикуется в эмигрантских изданиях и французской периодике, становится секретарем парижской группы «Мир искусства», организует выставки и одновременно формулирует те задачи русского искусства за рубежом, которые отвечают и устремлениям эмигрантского слоя интеллигенции и способствуют формированию благоприятного образа художественной жизни в Советской России.
Тезисы
Художник, искусствовед, выдающийся общественный деятель Г. К. Лукомский оказался в 1919 г. за пределами России, разделив судьбу с той частью интеллигенции, которая получила название «культурной эмиграции». Уникальность сообщества первой волны русской эмиграции 1920–1930-х гг. состояла в поставленной сверхзадаче сохранять и развивать русскую культуру в традициях Серебряного века в инокультурном, инонациональном окружении. Особую роль в деле сохранения и передаче культурных традиций приобретает публицистическое слово: газеты, книги, журналы. Важнейшим наследием Лукомского стало участие в эмигрантских изданиях «Жар-птица», «Последние новости», а также французской периодике «Beaux-arts», «L'amour de l'art». Он был секретарем парижской группы «Мир искусства», которой отдала свои художественные предпочтения не только эмигрантская, но и французская публика. Известна роль Георгия Крескентьевича в организации художественных выставок в Париже.
Осуществив неоценимый вклад в сохранение наследия в революционные годы, он выступает от имени русской эмиграции и одновременно формирует образ Советской России. Усиленное внимание, уделяемое пропаганде и дипломатии в 1920-е гг., прослеживаются и в двух книгах Лукомского «Художник и революция» и «Задачи русского искусства за границами CCCР», изданных в Берлине в 1923 и в Париже 1926 г. соответственно. Они являют собой уникальный пример нового понимания роли искусства, активно задействованного в международном культурном обмене. Лукомский ревностно отстаивает необходимость широкой демонстрации в Европе творчества России и СССР. Несмотря на то, что идея организации художественных выставок за границей была не нова, рекомендации Лукомского свидетельствуют именно о новой роли изобразительного искусства. «Миновала эпоха войны … Кончаются реформы в области искусства … Надо же, наконец, достойно показать и старое творчество России, и новое — СССР во всех его проявлениях и всюду: в музеях, на выставках! Задача эта очередная… задача в плане государственном ответственная и очень важная, важнее, чем это принято считать … По искусству иностранцы будут судить о многом ином … Ближайшими задачами является … участие в международных выставках». Лукомский настаивает на создании за границей русских представительств в области искусства. Мастерские искусств, российский институт наук и искусств должны поднять престиж России. «Пора, — пишет искусствовед, — поддержать и двинуть русскую науку об искусстве. Пора информировать З. Европу о работе наших музеев, Академий и архитекторов». Дары должны способствовать усилению международного культурного обмена. Очевидно, что мысли Лукомского намного опережали политику советского руководства, которое оказалось не готово еще к формулировке таких конкретных и четких задач.
Осуществив неоценимый вклад в сохранение наследия в революционные годы, он выступает от имени русской эмиграции и одновременно формирует образ Советской России. Усиленное внимание, уделяемое пропаганде и дипломатии в 1920-е гг., прослеживаются и в двух книгах Лукомского «Художник и революция» и «Задачи русского искусства за границами CCCР», изданных в Берлине в 1923 и в Париже 1926 г. соответственно. Они являют собой уникальный пример нового понимания роли искусства, активно задействованного в международном культурном обмене. Лукомский ревностно отстаивает необходимость широкой демонстрации в Европе творчества России и СССР. Несмотря на то, что идея организации художественных выставок за границей была не нова, рекомендации Лукомского свидетельствуют именно о новой роли изобразительного искусства. «Миновала эпоха войны … Кончаются реформы в области искусства … Надо же, наконец, достойно показать и старое творчество России, и новое — СССР во всех его проявлениях и всюду: в музеях, на выставках! Задача эта очередная… задача в плане государственном ответственная и очень важная, важнее, чем это принято считать … По искусству иностранцы будут судить о многом ином … Ближайшими задачами является … участие в международных выставках». Лукомский настаивает на создании за границей русских представительств в области искусства. Мастерские искусств, российский институт наук и искусств должны поднять престиж России. «Пора, — пишет искусствовед, — поддержать и двинуть русскую науку об искусстве. Пора информировать З. Европу о работе наших музеев, Академий и архитекторов». Дары должны способствовать усилению международного культурного обмена. Очевидно, что мысли Лукомского намного опережали политику советского руководства, которое оказалось не готово еще к формулировке таких конкретных и четких задач.