XLV Международная филологическая научная конференция

Византия на страницах романа Милорада Павича «Хазарский словарь»

Евгения Викторовна Шатько
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН

Греческий институт
2016-03-18
14:45 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Самое известное произведение Милорада Павича «Хазарский словарь» представляет собой трехчастный энциклопедический роман-лексикон, главным объектом которого являются хазары. История падения хазарского каганата подана через призму восприятия контактирующих с хазарским народом христиан, иудеев и мусульман. В данном докладе рассматривается художественное осмысление исторических и культурных связей Византии и Хазарии как на уровне сюжета, так и на уровне синтаксической организации текста.

Тезисы

В романе Милорада Павича «Хазарский словарь» ключевым эпизодом можно считать описание полемики, в ходе которой хазарский каган должен выбрать одну из мировых религий. В данной сцене, поданной в трех разных вариантах (по данным христианских, иудейских и мусульманских источников), в полной мере раскрывается авторское видение «византийского мира».
Наш анализ в первую очередь основывается на сопоставлении трех версий хазарской полемики, каждая из которых имеет не только иной финал, но и иную структуру, что позволяет увидеть представителей Византии, Кирилла и Мефодия, как в позиции победителя, склонившего хазарского кагана на свою сторону, так и в позиции проигравшего.
Милорад Павич, не нарушая исторической достоверности, использует исторические события как основу для построения сюжета своего произведения. На уровне текста автор стремится передать мировоззрение героев, используя определенную лексику, особенности византийской риторики и приводя цитаты из философских трактатов и религиозных текстов.
Византия представлена на страницах романа, с одной стороны, как государство, стремящееся усилить свое влияние в регионе, и как совокупность религиозных и философских взглядов, с другой. Автор использует определение «византийский» преимущественно для обозначения принадлежности того или иного героя или упоминаемой исторической личности к государству Византия, тогда как определение «греческий» встречается в романе как обозначение языка или — шире — как отсылка к идеям византинизма.
Исследования творчества Павича преимущественно посвящены чертам литературы эпохи постмодернизма: игре с читателем, смерти автора, новаторства на уровне формальной организации текста и т. д. Цель нашего исследования — проанализировать образ Византии не только на формальном уровне, но и на уровне содержания, и - уже – на лексическом уровне.

Литература
Šomlo A. Hazari ili obnova vizantijskog romana: Razgovori sa Miloradom Pavićem. Beograd, 1991.
Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). Санкт-Петербург, 2006.
Слащева М. А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе М. Павича // Вестник Московского университета. 1997. №3. С. 42–52.