Стереотипные конструкции среднеанглийской аллитерационной поэзии и особенности их функционирования
Елена Аркадьевна Бабаина
Докладчик
преподаватель
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
116
2016-03-17
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен проблемам структурного описания стереотипных структур традиционной
поэзии и их функционирования в рамках текста.
Тезисы
«Аллитерационное возрождение» — крупное литературное
направление, представляющее собой искусственную попытку воспроизведения
древнеанглийского аллитерационного стиха в среднеанглийский период. Вследствие произошедших после норманнского
завоевания языковых изменений, новый поэтический язык должен был
представлять собой искусственную среду,
способную придать архаичному размеру гибкость, достаточную для выражения широкого
спектра тем независимо от жанровой принадлежности и протяженности, а также
производить впечатление «высокого штиля», что достигалось с помощью
использования традиционных поэтизмов. Ориентация на форму привела к
значительной степени ее стереотипизации на всех уровнях, что в принципе
характерно для текста, принадлежащего традиции, где авторский вклад занимает
подчиненное положение по отношению к коллективному опыту, а в основе лежит набор общих композиционных правил,
в значительной степени детерминирующих как его содержание, так и конкретные
средства его выражения. В отличие от
формул устно-формульной теории Пэрри-Лорда, представлявших собой ритмическое,
семантическое и синтаксическое единство, обладавших полезностью для сказителя и
напрямую связанных с темой, стереотипные структуры новой аллитерационной поэзии
обнаруживают проблему отношений семантики и синтаксиса, поскольку для
поэтических текстов поздней литературной традиции в большей степени характерны
ритмо-синтаксические схемы, в целом тождественные системам подстановок, а также
лексические коллокации, обусловленные темой.
Системное описание этих средств построения текста было бы
неполным без анализа плана содержания — общего для литературы этого периода
(вне зависимости от жанра и размера) набора тем и топосов, а также рассмотрения
вышеупомянутых элементов т. н. традиционного стиля, представляющего собой
разновидность дискурса, который на протяжении поколений вырабатывал свой
собственный способ обозначения объектов и понятий, описания мест и событий, а также
построения нарратива в целом, в их функционировании.