Национальное кооперативное коммуникативное поведение: эпистемы, метаязык, инструментарий
Игорь Русланович Королёв
Докладчик
докторант
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
195
2016-03-16
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В рамках представленной работы охарактеризован феномен национального кооперативного
коммуникативного поведения, определяются его основные эпистемы, анализируется метаязык
и инструментарий.
В частности, рассматриваются методологические основы изучения национального кооперативного коммуникативного поведения, основные тенденции в методике его исследования. Особое внимание уделено описанию антропометрического метода как составляющей
комплексной методики анализа национального кооперативного
коммуникативного поведения.
Тезисы
Представляется возможным определить понятие национального кооперативного коммуникативного поведения следующим образом: совокупность норм и традиций кооперативного
(неконфликтного) общения определенного этноса; типичное коммуникативное поведение, повторяющееся и характеризующееся
использованием как стандартных, так и специфических
(не)вербальных средств, в котором
коммуниканты имеют одинаковые представления о коммуникативных целях друг друга или о взаимном распределении
коммуникативных ролей, и между ними
устанавливаются партнерские отношения (В. Кашкин,
Н. Пономарев, Ю. Прохоров, А. Романов, И. Стернин, С. Тер‑Минасова,
М. Томаселло и др.).
Описание национального коммуникативного поведения (кооперативного, промежуточного, конфликтного) является неотъемлемой частью страноведения (регионоведения), поскольку объединяет проявление специфических фактов речевого этикета, национальных традиций общения и т. д. (А. Павловская). Основным обоснованным в комплексной методике анализа национального кооперативного коммуникативного поведения украинцев, русских и литовцев в нашем исследовании является антропометрический метод, предусматривающий получение знаний о языке и речи через обращение с различными вопросами и задачами непосредственно к носителям конкретной коммуникативной культуры.
Можно выделить две базовые разновидности (формы) антропометрического метода: опрос (анкетирование, лингвистическое интервьюирование) и социо-психолингвистический (свободный или направленный) эксперименты. В обоих случаях результаты так или иначе статистически обрабатываются, на основании чего делаются выводы о доминирующих тенденциях, ядерных и периферийных признаках языкового / речевого явления. Рассматриваем антропометрический метод как базовую составляющую комплексной методики анализа национального кооперативного коммуникативного поведения, которая состоит из следующих этапов, общепринятых в лингвокоммуникативистике (Ю. Прохоров, Е. Лазуренко, И. Стернин и др.): предварительного; верификации выявленных коммуникативных признаков; непосредственного описания кооперативного коммуникативного поведения представителя определённой лингвокультуры.
Описание национального коммуникативного поведения (кооперативного, промежуточного, конфликтного) является неотъемлемой частью страноведения (регионоведения), поскольку объединяет проявление специфических фактов речевого этикета, национальных традиций общения и т. д. (А. Павловская). Основным обоснованным в комплексной методике анализа национального кооперативного коммуникативного поведения украинцев, русских и литовцев в нашем исследовании является антропометрический метод, предусматривающий получение знаний о языке и речи через обращение с различными вопросами и задачами непосредственно к носителям конкретной коммуникативной культуры.
Можно выделить две базовые разновидности (формы) антропометрического метода: опрос (анкетирование, лингвистическое интервьюирование) и социо-психолингвистический (свободный или направленный) эксперименты. В обоих случаях результаты так или иначе статистически обрабатываются, на основании чего делаются выводы о доминирующих тенденциях, ядерных и периферийных признаках языкового / речевого явления. Рассматриваем антропометрический метод как базовую составляющую комплексной методики анализа национального кооперативного коммуникативного поведения, которая состоит из следующих этапов, общепринятых в лингвокоммуникативистике (Ю. Прохоров, Е. Лазуренко, И. Стернин и др.): предварительного; верификации выявленных коммуникативных признаков; непосредственного описания кооперативного коммуникативного поведения представителя определённой лингвокультуры.