Репрезентация женского начала в романе М. Дрэббл «Златые миры»
Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-16
16:50 -
17:05
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу женских образов романа М. Дрэббл «Златые миры». Текст интерпретируется с помощью методов гендерного и сравнительно-сопоставительного анализа. В докладе охарактеризованы женские модели поведения: различия в ментальных и эмоциональных характеристиках, выполняемых ролях, речевом поведении. Проводится анализ таких концептов феминности, как идентичность, независимость, любовь, дети, дом. Образы Фрэнсис и ее кузины Дженет используются автором для противопоставления эмансипированного и традиционного типов женского начала при явном авторском приоритете первого.
Тезисы
Женская тема в романе М. Дрэббл «Златые миры» (1975) является структурообразующей. Здесь, в отличие от «Ушка иглы» (1972) и «Лендикового периода» (1977) выражена женская точка зрения на мир. Главные женские образы романа: Фрэнсис и Дженет, — представляют собой диаметрально противоположные характеры, с точки зрения традиционных стереотипов феминности. Их оппозиция проявляется в описании внешности, манере поведения, психологии, роде деятельности, миропонимании, женской сущности.
Главная героиня — олицетворение «златых миров» из заголовка романа, позитивной женской энергии, безграничной плодотворной силы, неутомимости, уверенности в себе. Разведенная и независимая Фрэнсис реализует свое право на выбор жизненного пути. Помимо успешного выполнения традиционной для женщины гендерной роли матери, героиня добивается многого в профессиональной сфере, нехарактерной для ее пола. Археология используется как метафора, символизирующая поиск златых миров в чреве матери Земли и прошлом собственной семьи. Сравнивая себя с королевой-военачальницей древнебританских племен Боудиккой, Фрэнсис руководит мужчинами в экспедициях, ни в чем не уступает коллегам-ученым, самостоятельна и самодостаточна. Фрэнсис вбирает в себя черты характера, свойственные противоположному полу. Потенциал творца, заложенный в ней, свойственен мужской гендерной роли. Живая до натуралистичности героиня, далеко не идеальная, получает удовлетворение от своей телесной и интеллектуальной жизни.
Образ Фрэнсис противопоставлен образу ее кузины и постоянно с ним сравнивается в пользу первого. Две героини — антиподы. Помимо выполнения традиционных гендерных ролей жены и матери, с которыми она плохо справляется, крайне пассивной и «безикой» Дженет нечем заполнить пустоту и одиночество ее существования. Она безропотно подчиняется мужскому авторитету. Знакомство с Фрэнсис подразумевает перспективу эмоциональной и духовной эволюции Дженет.
Анализ фактического материала показывает, что в образе Фрэнсис преодолеваются традиционные гендерные стереотипы, в то время как Дженет соответствует патриархальному эталону женственности. Вышесказанное свидетельствует о том, что в творчестве Дрэббл 1970-х гг. проявляются эгалитарные тенденции, связанные с расширением традиционного представления о женском начале и сглаживанием гендерных стереотипов. Это самый оптимистичный роман Дрэббл относительно женских возможностей. На метафорическом уровне женское начало представлено образом матери-природы, которая противопоставлена культуре — доминирующему мужскому началу. Обретая гармонию с миром природы, Фрэнсис бросает вызов нормам патриархатной культуры.
Главная героиня — олицетворение «златых миров» из заголовка романа, позитивной женской энергии, безграничной плодотворной силы, неутомимости, уверенности в себе. Разведенная и независимая Фрэнсис реализует свое право на выбор жизненного пути. Помимо успешного выполнения традиционной для женщины гендерной роли матери, героиня добивается многого в профессиональной сфере, нехарактерной для ее пола. Археология используется как метафора, символизирующая поиск златых миров в чреве матери Земли и прошлом собственной семьи. Сравнивая себя с королевой-военачальницей древнебританских племен Боудиккой, Фрэнсис руководит мужчинами в экспедициях, ни в чем не уступает коллегам-ученым, самостоятельна и самодостаточна. Фрэнсис вбирает в себя черты характера, свойственные противоположному полу. Потенциал творца, заложенный в ней, свойственен мужской гендерной роли. Живая до натуралистичности героиня, далеко не идеальная, получает удовлетворение от своей телесной и интеллектуальной жизни.
Образ Фрэнсис противопоставлен образу ее кузины и постоянно с ним сравнивается в пользу первого. Две героини — антиподы. Помимо выполнения традиционных гендерных ролей жены и матери, с которыми она плохо справляется, крайне пассивной и «безикой» Дженет нечем заполнить пустоту и одиночество ее существования. Она безропотно подчиняется мужскому авторитету. Знакомство с Фрэнсис подразумевает перспективу эмоциональной и духовной эволюции Дженет.
Анализ фактического материала показывает, что в образе Фрэнсис преодолеваются традиционные гендерные стереотипы, в то время как Дженет соответствует патриархальному эталону женственности. Вышесказанное свидетельствует о том, что в творчестве Дрэббл 1970-х гг. проявляются эгалитарные тенденции, связанные с расширением традиционного представления о женском начале и сглаживанием гендерных стереотипов. Это самый оптимистичный роман Дрэббл относительно женских возможностей. На метафорическом уровне женское начало представлено образом матери-природы, которая противопоставлена культуре — доминирующему мужскому началу. Обретая гармонию с миром природы, Фрэнсис бросает вызов нормам патриархатной культуры.