Эстетический факт в пространстве фильма
Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
191
2016-03-18
15:50 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примерах «необработанных эстетических фактов» (термин
А. Базена) в нескольких фильмах устанавливается изменение авторской семантики этого
стилистического приема от выражения
экзистенциального «присутствия» автора, до выражения медийной
детерминированности любых способов выражения смысла. При этом, в качестве
единственной возможности авторской свободы те кинорежиссеры, которые родом из
французской «новой волны» и группы «Левый берег» утверждают исходящее из
авторского «отсутствия» созидание, по выражению Р. Барта, «открытого смысла…
означающего без означаемого».
Тезисы
В статьях «Театр и кино», «Живопись и кино» и, прежде всего, «„Дневник
сельского священника“ и стилистика Робера Брессона»
А. Базен вводит понятие «необработанный эстетический факт», которое подразумевает
«реальность второго порядка», представляющую собой реконструированные на экране
или «как таковые» художественные арте-факты. В частности, отмечая взаимную
отчужденность закадрового голоса, читающего текст литературного первоисточника,
и одновременно присутствующего на экране изображения в фильме «Дневник
сельского священника», Базен говорит о двух типах «реальности, взятой в чистом
виде. С одной стороны, это… лицо исполнителя, очищенное от всякой выразительной
символики… с другой — то, что следовало бы назвать „реальностью
написанного“». В докладе на примерах
визуальных «необработанных эстетических фактов» в фильмах «Солярис» и
«Зеркало» А. Тарковского, «И корабль плывет» Ф. Феллини, «Великий Медичи,
рыцарь войны» Э. Ольми, «Натюрморты» Х. Фароки и «Без солнца» К. Маркера в духе
иконологии Э. Панофского исследуется связь смысловой эволюции использования
этого художественного приема с философско-культурными, коммуникативными и
медийно-теоретическими концепциями второй половины ХХ в. Устанавливается
изменение авторской семантики «необработанного эстетического факта» в фильме от
выражения экзистенциальной «полноты»
автора, его бытийного «присутствия», до выражения культурной, а конкретнее,
медийной детерминированности любых способов выражения смысла. При этом, в
качестве единственной возможности авторской свободы те кинорежиссеры, которые
родом из французской «новой волны» и группы «Левый берег», прежде всего, Крис
Маркер, утверждают исходящее из «отсутствия», из «телесной» довербальной авторской «пустоты» созидание, по выражению Р.
Барта, «открытого смысла… означающего без означаемого».