Жанровое своеобразие фанатской литературы: клише, канон, «фанатская поэтика»
Елизавета Константиновна Тимошенко
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
25
2016-03-18
15:55 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе освещается литературный феномен
«фанфикшн» («fanfiction») — творчество поклонников произведений массовой
культуры, создаваемое в рамках интерпретативного сообщества. В центре внимания — своеобразная жанровая система фанатской литературы, для которой характерен устойчивый канон, предписывающий жанру определенное содержание, и
фанатские «поэтики», разрабатываемые внутри фан-сообщества. Предпринята
попытка описания жанровой системы литературы фанфикшн на материале текстов
русскоязычных авторов, а также терминологического определения понятия «жанр»
применительно к данной области.
Тезисы
Фанфикшн — один из видов сетевой литературы, литературное творчество
поклонников произведений массовой культуры, создаваемое в рамках интерпретативного
сообщества (фандома). Литература фанфикшн, являясь интернациональным феноменом,
выработала уникальную систему жанров со своими «фанатскими поэтиками» и
канонами творчества. Что примечательно, фанатское произведение (фанфик) чаще
всего принадлежит нескольким жанрам одновременно, что и указывается автором в
предисловии к своему тексту.
Изучение жанров фанфикшена наводит на мысль, что под «жанром» фанатское сообщество понимает определенное клише, включающее в себя жесткий набор составляющих. Поэтому автор фанфика может совершенно спокойно сочетать несколько клише в своем тексте, соединять и комбинировать их по своему усмотрению. Нужно отметить, что жанровая система в фанфикшене не упорядочена: жанры могут пересекаться, иметь несколько названий и т. д.
«Жанры», т. е. жанровые клише литературы фанфикшн представляют собой несколько групп.
Первая и, пожалуй, самая важная для фанатского сообщества группа — «жанры», классифицирующиеся по типу любовных взаимоотношений героев в тексте. Здесь можно выделить четыре основных жанра: «гет» («hetero»), «слэш» («slash»), «фемслэш» («femmeslash»), «джен» («general»). Информация о выборе одного из этих жанровых клише обязательно присутствует в авторском описании фанфика.
Другая группа жанровых клише характеризует фанатское произведение по размеру. Самыми жесткими по характеристикам здесь являются такие «жанры», как «виньетка» («vignette») — маленькая зарисовка о каком-то событии из жизни персонажей — и «драббл» («drabble») — зарисовка с заранее заданным количеством слов (классическая длина — 100 слов).
В основе классификации следующей группы «жанров» лежит их основное содержание, настроение. Чрезвычайно распространенный «жанр», называющийся «hurt/comfort» (или «боль/утешение») концентрируется на описании мучительного переживания, физического или душевного, испытываемого каким-либо героем, и на помощи, которую ему оказывает другой персонаж.
Существует также довольно важная группа жанровых клише, указывающих на отношение фанатского текста к исходной книге или фильму, на базе которых он создавался. Например, жанр «Альтернативная Вселенная» («Alternative Universal») указывает на то, что фанат при создании текста поместил героев фильма или книги в совершенно иные условия: допустим, Гарри Поттер в его тексте учится не в Хогвартсе, и жизнь его складывается совершенно иначе, нежели это описано у Дж. Роулинг.
Исследование жанров фанатской литературы дает богатый материал для изучения читательской рецепции (в частности, особенностей восприятия читателем тех или иных аспектов литературной системы), «наивного творчества», современного фольклора и форм интернет-коммуникации.
Изучение жанров фанфикшена наводит на мысль, что под «жанром» фанатское сообщество понимает определенное клише, включающее в себя жесткий набор составляющих. Поэтому автор фанфика может совершенно спокойно сочетать несколько клише в своем тексте, соединять и комбинировать их по своему усмотрению. Нужно отметить, что жанровая система в фанфикшене не упорядочена: жанры могут пересекаться, иметь несколько названий и т. д.
«Жанры», т. е. жанровые клише литературы фанфикшн представляют собой несколько групп.
Первая и, пожалуй, самая важная для фанатского сообщества группа — «жанры», классифицирующиеся по типу любовных взаимоотношений героев в тексте. Здесь можно выделить четыре основных жанра: «гет» («hetero»), «слэш» («slash»), «фемслэш» («femmeslash»), «джен» («general»). Информация о выборе одного из этих жанровых клише обязательно присутствует в авторском описании фанфика.
Другая группа жанровых клише характеризует фанатское произведение по размеру. Самыми жесткими по характеристикам здесь являются такие «жанры», как «виньетка» («vignette») — маленькая зарисовка о каком-то событии из жизни персонажей — и «драббл» («drabble») — зарисовка с заранее заданным количеством слов (классическая длина — 100 слов).
В основе классификации следующей группы «жанров» лежит их основное содержание, настроение. Чрезвычайно распространенный «жанр», называющийся «hurt/comfort» (или «боль/утешение») концентрируется на описании мучительного переживания, физического или душевного, испытываемого каким-либо героем, и на помощи, которую ему оказывает другой персонаж.
Существует также довольно важная группа жанровых клише, указывающих на отношение фанатского текста к исходной книге или фильму, на базе которых он создавался. Например, жанр «Альтернативная Вселенная» («Alternative Universal») указывает на то, что фанат при создании текста поместил героев фильма или книги в совершенно иные условия: допустим, Гарри Поттер в его тексте учится не в Хогвартсе, и жизнь его складывается совершенно иначе, нежели это описано у Дж. Роулинг.
Исследование жанров фанатской литературы дает богатый материал для изучения читательской рецепции (в частности, особенностей восприятия читателем тех или иных аспектов литературной системы), «наивного творчества», современного фольклора и форм интернет-коммуникации.