Новые аргументы к дискуссии о двусоставности/односоставности предложения
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2016-03-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе приводятся новые аргументы к дискуссии формального и
коммуникативно-функционального синтаксиса о главном предицируемом члене
предложения и о двусоставности предложения как его факультативном признаке,
противопоставленном односоставности, или его сущностном обязательном
признаке. Рассмотрение прежде не
изучавшегося синтаксистами, полученного экспериментальным путем языкового материала с привлечением теории Л. С. Выготского
и его последователей подтверждает коммуникативно-функциональную точку зрения.
Тезисы
Дискуссии
конца ХХ — начала ХХI вв. между формальным и коммуникативно-функциональным синтаксисом по поводу главного
предицируемого члена предложения и
соответственно двусоставности / односоставности как признака предложения затихли
в связи с исчерпанностью аргументов, которые могли быть приведены в пределах
дискутирующих концепций. В формальном синтаксисе этот член прототипически
представляет подлежащее в Имен. пад., в результате чего в системе языка
выявляется набор односоставных схем предложения, рядоположных в классификации с
двусоставными. Функционально-коммуникативный синтаксис описывает модель
(структурно-семантический образец предложения) в терминах «субъект — предикат»,
не налагая на субъектный компонент обязательства стоять в Имен. пад.
Соответственно, выдвигается тезис о принципиальной двусоставности каждого
предложения (предназначенного для сообщения «чего-то о чем-то»), а «односоставность» рассматривается как структурно-семантическая модификация или
речевая реализация, вызванная системными и/или контекстными факторами.
Возможна верификация высказанных
теоретических положений на основе: а) теоретических объяснений из области
психологии и психолингвистики, вытекающих из разграничения внутренней, устной
диалогической и письменной речи, предложенного Л. С. Выготским; б) языкового
материала, который прежде не был объектом синтаксического анализа — полученных
экспериментальным путем описаний изображений. Отвечая на вопрос «Что на
картинке?» или «Что вы видите?», респонденты выбирают либо стратегию письменной
речи, строя предложение с выраженным субъектом и предикатом, т. е. сообщение,
главным актантом которого выступает фигура, изображенная на картинке, и ей
приписывается какой-то предикативный признак (Рыжий телок с тяжелым
ошейником смотрит очень печально; Настороженная лань вышла на лесной водопой);
либо стратегии устной речи,
непосредственно приписывая имя тому, что изображено на картинке и доступно (как
предполагает говорящий) наблюдению адресата (К чему-то подключенная или
привязанная светлая корова и ее недовольный теленок без рогов; Мудрый тюлень).
Интерпретация
результатов эксперимента с опорой на теорию Выготского подтверждает сущностную
двусоставность предложения и не позволяет рассматривать двусоставные и
односоставные конструкции как рядоположные в языковой системе. Односоставность
того или иного предложения (либо типа предложений) выступает как проявление
общего принципа, сформулированного Выготским: «функциональное изменение речи
необходимо приводит и к изменению ее структуры» [Выготский 1999: 320].
Литература
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
Литература
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.