XLV Международная филологическая научная конференция

Новые аргументы к дискуссии о двусоставности/односоставности предложения

Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

195
2016-03-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе приводятся новые аргументы к дискуссии формального и коммуникативно-функционального синтаксиса о главном предицируемом члене предложения и о двусоставности предложения как его факультативном признаке, противопоставленном односоставности, или его сущностном обязательном признаке. Рассмотрение прежде не изучавшегося синтаксистами, полученного экспериментальным путем языкового  материала с привлечением теории Л. С. Выготского и его последователей подтверждает коммуникативно-функциональную точку зрения.

Тезисы

Дискуссии конца ХХ — начала ХХI вв. между формальным и коммуникативно-функциональным синтаксисом по поводу главного предицируемого члена предложения и соответственно двусоставности / односоставности как признака предложения затихли в связи с исчерпанностью аргументов, которые могли быть приведены в пределах дискутирующих концепций. В формальном синтаксисе этот член прототипически представляет подлежащее в Имен. пад., в результате чего в системе языка выявляется набор односоставных схем предложения, рядоположных в классификации с двусоставными. Функционально-коммуникативный синтаксис описывает модель (структурно-семантический образец предложения) в терминах «субъект — предикат», не налагая на субъектный компонент обязательства стоять в Имен. пад. Соответственно, выдвигается тезис о принципиальной двусоставности каждого предложения (предназначенного для сообщения «чего-то о чем-то»), а «односоставность» рассматривается как структурно-семантическая модификация или речевая реализация, вызванная системными и/или контекстными факторами. Возможна верификация высказанных теоретических положений на основе: а) теоретических объяснений из области психологии и психолингвистики, вытекающих из разграничения внутренней, устной диалогической и письменной речи, предложенного Л. С. Выготским; б) языкового материала, который прежде не был объектом синтаксического анализа — полученных экспериментальным путем описаний изображений. Отвечая на вопрос «Что на картинке?» или «Что вы видите?», респонденты выбирают либо стратегию письменной речи, строя предложение с выраженным субъектом и предикатом, т. е. сообщение, главным актантом которого выступает фигура, изображенная на картинке, и ей приписывается какой-то предикативный признак (Рыжий телок с тяжелым ошейником смотрит очень печально; Настороженная лань вышла на лесной водопой); либо стратегии устной речи, непосредственно приписывая имя тому, что изображено на картинке и доступно (как предполагает говорящий) наблюдению адресата (К чему-то подключенная или привязанная светлая корова и ее недовольный теленок без рогов; Мудрый тюлень). Интерпретация результатов эксперимента с опорой на теорию Выготского подтверждает сущностную двусоставность предложения и не позволяет рассматривать двусоставные и односоставные конструкции как рядоположные в языковой системе. Односоставность того или иного предложения (либо типа предложений) выступает как проявление общего принципа, сформулированного Выготским: «функциональное изменение речи необходимо приводит и к изменению ее структуры» [Выготский 1999: 320].
Литература
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.