Гендерные нормативы коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста: мифы и реальность
Марина Борисовна Елисеева
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
184
2016-03-18
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Считается, что девочки в развитии речи всегда опережают мальчиков, однако анализ нормативов речевого и коммуникативного развития ребенка раннего возраста обнаруживает, что это зависит от того, какой именно навык имеется в виду, и от того, о каком возрасте ребенка идет речь.
Тезисы
Общепринятым является мнение, что девочки в развитии речи опережают мальчиков. Однако анализ полученных норм — каждого пункта МакАртуровского опросника речевого и коммуникативного развития ребенка по отдельности — показывает, что это зависит от того, какой именно навык имеется в виду, и от того, о каком возрасте ребенка идет речь.
Реакция на имя стопроцентна с 8 мес. у всех детей. В 13–15 мес. показатели девочек ниже, чем у мальчиков, а затем выравниваются. В реакции на слово «нельзя» мальчики опережают девочек (родители мальчиков чаще пользуются запретами), а вопрос «где?» девочки понимают лучше. В понимании первых фраз разницы между мальчиками и девочками нет. Навыки имитации и называния сначала быстрее развиваются у девочек, хотя имитация для детей обоих полов легче, чем умение называть предметы. С 16 мес. мальчики начинают значительно опережать девочек в стремлении называть предметы.
В понимании слов мальчики в возрасте 8–12 мес. опережают девочек, в 13 мес. результаты одинаковы, а с 14 начинают опережать девочки. Продуцирование развивается по-другому. Девочки и мальчики в норме вначале говорят чрезвычайно мало (8, 9, 10 мес. — 1 слово, 11 мес. — 2). С 13 мес. девочки начинают чуть опережать — и в дальнейшем эти различия становятся значимыми. Употребление жестов и действий у девочек развито лучше. Обратим внимание, что и продуцирование у них лучше: развитие жестов способствует развитию активной речи.
Развитие активного словаря девочек после 18 мес. опережает развитие словаря мальчиков — в некоторые месяцы отрыв достигает в норме 80–90 слов. К трем годам лакуна уменьшается, хотя и не исчезает полностью. Время появления двусловных высказываний у мальчиков более раннее: в 18 мес. у 37,5% девочек — и у 44% мальчиков. Однако за месяц картина разительно меняется: 77,3% девочек и только 36,8% мальчиков. Данные в этом пункте очень неровные, однако до 25 мес. девочки опережают, а в дальнейшем почти все дети соединяют два слова во фразу.
Первые признаки морфологии у девочек отмечены в 18 мес., но процент употребления измененных форм крайне низок. В 19 мес. возникает категория падежа существительных. Категория числа сущ. труднее, однако к 23 мес. 56,8% девочек употребляют существительные во множ. числе. Усвоение категории времени глагола сложнее, причем прошедшее и настоящее время возникают одновременно, а будущее позднее.
Общие тенденции развития морфологии у мальчиков те же, но усвоение грамматики происходит позже. Мальчики более «глагольны»: первые морфологические противопоставления отмечены в 18 мес. именно у глаголов (категория времени). Однако даже в 24 мес. мальчики не достигают 50%-ной границы ни по одной из категорий. Только в 28 мес. более 50% мальчиков изменяют существительные по падежам и числам и глаголы в наст. и прош. времени.
Реакция на имя стопроцентна с 8 мес. у всех детей. В 13–15 мес. показатели девочек ниже, чем у мальчиков, а затем выравниваются. В реакции на слово «нельзя» мальчики опережают девочек (родители мальчиков чаще пользуются запретами), а вопрос «где?» девочки понимают лучше. В понимании первых фраз разницы между мальчиками и девочками нет. Навыки имитации и называния сначала быстрее развиваются у девочек, хотя имитация для детей обоих полов легче, чем умение называть предметы. С 16 мес. мальчики начинают значительно опережать девочек в стремлении называть предметы.
В понимании слов мальчики в возрасте 8–12 мес. опережают девочек, в 13 мес. результаты одинаковы, а с 14 начинают опережать девочки. Продуцирование развивается по-другому. Девочки и мальчики в норме вначале говорят чрезвычайно мало (8, 9, 10 мес. — 1 слово, 11 мес. — 2). С 13 мес. девочки начинают чуть опережать — и в дальнейшем эти различия становятся значимыми. Употребление жестов и действий у девочек развито лучше. Обратим внимание, что и продуцирование у них лучше: развитие жестов способствует развитию активной речи.
Развитие активного словаря девочек после 18 мес. опережает развитие словаря мальчиков — в некоторые месяцы отрыв достигает в норме 80–90 слов. К трем годам лакуна уменьшается, хотя и не исчезает полностью. Время появления двусловных высказываний у мальчиков более раннее: в 18 мес. у 37,5% девочек — и у 44% мальчиков. Однако за месяц картина разительно меняется: 77,3% девочек и только 36,8% мальчиков. Данные в этом пункте очень неровные, однако до 25 мес. девочки опережают, а в дальнейшем почти все дети соединяют два слова во фразу.
Первые признаки морфологии у девочек отмечены в 18 мес., но процент употребления измененных форм крайне низок. В 19 мес. возникает категория падежа существительных. Категория числа сущ. труднее, однако к 23 мес. 56,8% девочек употребляют существительные во множ. числе. Усвоение категории времени глагола сложнее, причем прошедшее и настоящее время возникают одновременно, а будущее позднее.
Общие тенденции развития морфологии у мальчиков те же, но усвоение грамматики происходит позже. Мальчики более «глагольны»: первые морфологические противопоставления отмечены в 18 мес. именно у глаголов (категория времени). Однако даже в 24 мес. мальчики не достигают 50%-ной границы ни по одной из категорий. Только в 28 мес. более 50% мальчиков изменяют существительные по падежам и числам и глаголы в наст. и прош. времени.