«Фильтруя детскую книжку»: критика и «номенклатурная поэтика» детской литературы 1920-х гг.
Светлана Геннадьевна Маслинская
Докладчик
докторант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
213
2016-03-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В фокусе доклада история критических
дискуссий середины 1920 — начала 1930-х
гг., посвященных детской литературе.
В докладе будут
представлены результаты анализа состава
и продукции нового экспертного сообщества,
будет прослежено, как складывался
социальный и гендерный профиль нового
советского критика детской литературы,
как формировалась преемственность
между отдельными критиками и
группами, как на детской литературе
отразились «взрослые» критические
дискуссии, как в конечном итоге
складывалась нормативная поэтика
новой детской литературы.
Тезисы
В
название доклада вынесена цитата из
названия статьи Л. Котлицкого, опубликованной
в 1926 г. К «фильтрации» детской книги
в середине 1920-х гг. приступила новая
плеяда цензоров и критиков, которая во
многом (при всей разнице идеологии)
наследовала дореволюционной педагогической
критике, при том что состав критиков
существенно поменялся.
В докладе будут представлены результаты анализа состава и продукции нового экспертного сообщества: как складывался социальный и гендерный профиль нового советского критика детской литературы; как формировалась преемственность между отдельными критиками и группами; как складывались авторитеты (система ссылок, цитирования и т. п.), в какие моменты и как они сменялись; существовали ли разрывы критической традиции и чем они были обусловлены; как отразились в критике детской литературы дискуссии «взрослых» критиков.
Критические и методические дискуссии о детской литературе 1910–1934 гг. будут рассмотрены как источник для реконструкции «нормативной поэтики» детской литературы, каковой она представлялась экспертам в области детского чтения. Прослеживая наиболее общие стереотипные нормативные утверждения критиков (какой следует быть детской литературе, произведению для детей, детскому писателю, тематике детской литературы, какова социальная роль детской литературы), можно сформировать обобщенную нормативную картину детской литературы середины 1920 — начала 1930-х гг.
В докладе будут представлены результаты анализа состава и продукции нового экспертного сообщества: как складывался социальный и гендерный профиль нового советского критика детской литературы; как формировалась преемственность между отдельными критиками и группами; как складывались авторитеты (система ссылок, цитирования и т. п.), в какие моменты и как они сменялись; существовали ли разрывы критической традиции и чем они были обусловлены; как отразились в критике детской литературы дискуссии «взрослых» критиков.
Критические и методические дискуссии о детской литературе 1910–1934 гг. будут рассмотрены как источник для реконструкции «нормативной поэтики» детской литературы, каковой она представлялась экспертам в области детского чтения. Прослеживая наиболее общие стереотипные нормативные утверждения критиков (какой следует быть детской литературе, произведению для детей, детскому писателю, тематике детской литературы, какова социальная роль детской литературы), можно сформировать обобщенную нормативную картину детской литературы середины 1920 — начала 1930-х гг.