Смысловой дуализм понятия быстроты (на материале семантики диалектного слова)
Надежда Алексеевна Мартынова
Докладчик
младший научный сотрудник
Псковский государственный университет
Псковский государственный университет
164
2016-03-19
13:40 -
13:55
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена проблеме отражения понятия быстроты в
аспекте категории движения, что проявляется в смысловом дуализме данного
понятия. Прилагательное быстрый (и оппозитивное ему прилагательное медленный) как ядерный лексический
репрезентант понятия быстроты и члены дополняющего его адъективного ряда дают
качественную или функциональную характеристику живых предметов окружающего мира,
натурфактов, артефактов. В то же время окружающий мир характеризуется
различными формами движения, многие из которых приобретают статус ритуального
поведения, включающего признак быстроты.
Тезисы
Оппозиция быстрый — медленный, лежащая в основе понятия быстроты, является одним из универсальных
противопоставлений в реальной и духовной жизни человека.
Изучение регионального лексического материала
позволяет сделать вывод о том, что понятие быстроты не только выполняет
самостоятельную функцию, но и взаимодействует с более общими понятийными
категориями. В такой иерархии очевидно проявление смыслового дуализма понятия
быстроты.
Так, в описании предметного мира, человека, животных, явлений
природы понятие быстроты не перестает оставаться признаковой категорией. Прилагательное
быстрый (и оппозитивное ему прилагательное медленный) и члены дополняющего его адъективного ряда дают
характеристику объектов окружающего мира в зависимости от совершения ими
действий или различных видов работ быстро или медленно: Гаря́чяя лóшать — éта бы́страя,
а што éле идёт — то лянáя.
Оп. (прилагательное горячий в
значении ʻполный энергии, резвый (о лошади)ʼ) [ПОС, вып. 7, 1986, с. 144].
В то же время понятие быстроты неотделимо от базовой в
языковой картине мира категории движения. Неслучайно в традиционном
миропонимании признак быстрый трактуется как признак движения и жизненных
сил [Толстая, 2002, с. 16].
В этнолингвистике движение понимается как
«пространственно ориентированное действие, как перемещение в пространстве,
смена локуса субъекта или объекта» [Толстая, 1996, с. 96].
Этнолингвистическое понимание движения коррелирует с
пониманием категории движения в общефилософском смысле: движение — термин,
объединяющий характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий
между ними, изменений, с ними происходящих. В обычном опыте человека движение
противопоставляется покою [Кемеров, 1998, с. 226–227]. Действительно, человек, перемещаясь в пространстве,
использует для этого различные способы и средства передвижения (ходьба, бег,
езда): Бáпка крýтинькая, бéгаит, как самалётик лятáя. Остр. (прилагательное крýтенький в значении ʻбыстрый в передвижении, ходьбеʼ) [ПОС, вып.
16, 2004, с. 243].
Таким образом, понятие
быстроты проявляет смысловой дуализм, обозначая признак предмета и характеризуя
движение как действие. Такая биполярность является существенным аспектом в
исследовании структурной организации понятия быстроты и позволяет расширять
систему его лексических репрезентантов.
Литература
1. Кемеров В. Е. Движение // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. — Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: Панпринт, 1998. — С. 226–228.
2. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1–25 / Под ред. Б. А. Ларина [и др.]. — Л. (СПб.): ЛГУ (СПбГУ), 1967–2015.
3. Толстая С. М. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале // Концепт движения в языке и культуре. — М., 1996. — С. 89–103.
Литература
1. Кемеров В. Е. Движение // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. — Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: Панпринт, 1998. — С. 226–228.
2. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1–25 / Под ред. Б. А. Ларина [и др.]. — Л. (СПб.): ЛГУ (СПбГУ), 1967–2015.
3. Толстая С. М. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале // Концепт движения в языке и культуре. — М., 1996. — С. 89–103.