Мир, из которого нельзя убежать: пространственная авторефлексия в советских фильмах 1920–1930-х гг.
Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь
2-У
2016-03-17
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе планируется показать, что в советских
фильмах 1920–1930-х гг. место погони заступает идея вечного возвращения, связанная
с тотальностью империи, которую нельзя покинуть. Утверждается, что подобное кинопространство
авторефлексивно, ведь передвижение персонажей в фильме, так или иначе,
ограничено рамками медиума.
Тезисы
Кинопространство нередко выстраивается
вокруг погони, которая отвечает самой сути киномедиума, оперирующего движущимися
картинками. Неслучайно, начиная с 1904 г., форма погони становится одним из основных
элементов кинематографа (см. об этом, например: Gunning
1994, 67). Однако для русского кино погоня нехарактерна: русские немые
киноленты были ощутимо замедлены, а в советских фильмах 1920–1930-х гг. погоня
если и присутствовала, то в редуцированной, и, как правило, пародийной форме.
Мой тезис состоит в том, что советское
кино 1920–1930-х гг. моделирует мир, из которого нельзя убежать. Подобный киномир
авторефлексивен, ведь передвижение персонажей в фильме, так или иначе,
ограничено рамками медиума. Неслучайно бег по кругу с самого начала становится
разновидностью фильмов-погонь (например, 9-минутная комедия Гриффита
«Отказавшийся у алтаря» («Balked At The Altar» (1908) состоит из погони за
сбежавшим женихом, которого все же удается привести к алтарю).
В докладе планируется показать,
что в советских фильмах 1920–1930-х гг. место погони (по кругу) заступает идея
вечного возвращения, связанная с тотальностью империи, которую нельзя покинуть.
Разные воплощения этой идеи возвращения можно найти в фильмах «В город входить
нельзя» (1928) Юрия Желябужского, «Обломок империи» (1929) Фридриха Эрмлера, «Искатели
счастья» (1936) Владимира Корша-Саблина и др.
Особую роль в разработке антиэскапистской
авторефлексии играют советские кинокомедии, подчеркивающие абсурдность и/или
невозможность бегства. В этой части доклада основное внимание будет
сосредоточено на фильме Александра Медведкина «Новая Москва» (1938), где изображается
уютная империя, соединяющая столицу и отдаленную периферию в одно целое. Элементы
погони, присутствующие в таком кинонарративе, вводятся не ради сюжета, но замысловатым
образом иллюстрируют господствующую идеологию: возникает ситуация, когда «трюк
может становиться знаком», как писал Сергей Эйзенштейн о комедии
Медведкина «Стяжатели» («Счастье»).