«Новеллы о провинции Минью» К. Каштелу Бранку: героини или женщины-герои?
Константин Викторович Ковалев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-18
13:40 -
13:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются новеллы К. Каштелу Бранку из цикла «Новеллы о провинции Минью» (1875–1877), в
которых следование гендерным стереотипам поведения или отказ от них становится одной из основных психологических
характеристик женщин-персонажей. Присутствие в ряде новелл биологического детерминизма объясняется новыми тенденциями в литературном процессе Португалии.
Тезисы
Цикл
«Новеллы о провинции Минью» (1875–1877) считается большинством исследователей началом
заключительного этапа в творчестве К. Каштелу Бранку, характеризующегося постепенным
переходом от романтизма к регионализму. «Новеллам о провинции Минью» присуща интертекстуальность, постепенно усиливающаяся в позднем творчестве писателя. Прием самоцитирования позволяет Каштелу Бранку представить в развитии различные психологические типажи в рамках относительно небольшого повествования.
В докладе рассматриваются новеллы «Ландинский слепец», «Мария Моизеш», «Побочный сын» и «Вдова повешенного», в которых реализуются различные модели поведения героинь. В данных произведениях прослеживается бóльшая самостоятельность персонажей-женщин, по сравнению с произведениями Каштелу Бранку 1860-х гг., что дает автору возможность отразить многозначность понятия «героиня», а также представить с разных точек зрения проблему моральной ответственности и воздаяния, постоянно присутствующую в его творчестве.
В «Новеллах о провинции Минью» следование гендерным стереотипам поведения (новеллы «Мария Моизеш» и «Побочный сын») или отказ от них («Ландинский слепец» и «Вдова повешенного») становится одной из основных психологических характеристик женщин-персонажей, а во «Вдова повешенного» — сюжетообразующим мотивом.
В двух последних новеллах более отчетливо, чем в «Марии Моизеш» и «Побочном сына», выражена идея биологического детерминизма и среды. Ее появление объяснимо интересом писателя к натурализму, приобретающему популярность в португальской литературе в середине 1870-х гг. Хотя отношение Каштелу Бранку к данному направлению было полемическим, в «Новеллах о провинции Минью» трактовка биологических факторов (в частности, наследственности) не носит однозначно иронический характер. Разнообразие женских типов, созданных писателем, позволяет Каштелу Бранку развить в данном цикле полифоническую повествовательную технику, ранее для него не характерную.
В докладе рассматриваются новеллы «Ландинский слепец», «Мария Моизеш», «Побочный сын» и «Вдова повешенного», в которых реализуются различные модели поведения героинь. В данных произведениях прослеживается бóльшая самостоятельность персонажей-женщин, по сравнению с произведениями Каштелу Бранку 1860-х гг., что дает автору возможность отразить многозначность понятия «героиня», а также представить с разных точек зрения проблему моральной ответственности и воздаяния, постоянно присутствующую в его творчестве.
В «Новеллах о провинции Минью» следование гендерным стереотипам поведения (новеллы «Мария Моизеш» и «Побочный сын») или отказ от них («Ландинский слепец» и «Вдова повешенного») становится одной из основных психологических характеристик женщин-персонажей, а во «Вдова повешенного» — сюжетообразующим мотивом.
В двух последних новеллах более отчетливо, чем в «Марии Моизеш» и «Побочном сына», выражена идея биологического детерминизма и среды. Ее появление объяснимо интересом писателя к натурализму, приобретающему популярность в португальской литературе в середине 1870-х гг. Хотя отношение Каштелу Бранку к данному направлению было полемическим, в «Новеллах о провинции Минью» трактовка биологических факторов (в частности, наследственности) не носит однозначно иронический характер. Разнообразие женских типов, созданных писателем, позволяет Каштелу Бранку развить в данном цикле полифоническую повествовательную технику, ранее для него не характерную.