Визуальность наказания в повести Роальда Даля «Чарли и Шоколадная фабрика»
            Наталья Александровна Кокошникова
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
    Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
кинозал
2014-03-14
18:40 -
        19:20
    Ключевые слова, аннотация
В статье рассматривается фильм Тима  Бертона и повесть Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» с точки зрения реализации в них темы насилия.
Визуальный потенциал повести провоцирует творцов визуальных искусств, находя свое воплощение в иллюстрациях и фильмах.
Даль изначально моделирует читательское восприятие. Следует за ним и Тим Бертон. Зритель-читатель подсознательно желает видеть персонажей наказанными. Автор, подчиняясь его желанию,  передает полномочия наказать детей Вилли Вонке. Последний выступает в роли карающего Бога.
Тезисы
    Тема насилия неоднократно возникает на страницах
произведений Роальда Даля, написанных им для детей. Критики обвиняли писателя в
излишней жестокости, говорили о «садистских нотках». Многие сказки Даля были
экранизированы.  Нам кажется это
закономерным, потому что визуальность заложена в самом тексте произведений
Даля. Почти все «детские» книги Даля иллюстрированы одним художником –
Квентином Блейком.  Это «истории в
картинках». Большинство  иллюстраций предваряются
своеобразными  «маячками»:  глаголами зрительного восприятия,
указательными местоимениями, «визуализирующими» существительными. 
Эти «маячки» свидетельствуют о визуальном потенциале
произведения, который провоцирует творцов визуальных искусств, находя свое
воплощение в иллюстрациях и фильмах.
В статье рассматривается фильм Тима Бертона «Чарли и шоколадная фабрика» с точки
зрения реализации в нем темы насилия. Кроме одного положительного ребенка Чарли,
в фильме (как и в повести) есть еще четыре отрицательных персонажа. Даль помещает
в начале произведения список персонажей с их отрицательными характеристиками,
изначально моделируя читательское восприятие. Вслед за ним и Тим Бертон не
добавляет им  ни одной положительной
черточки: зритель подсознательно желает видеть персонажей наказанными. Автор, подчиняясь
желанию зрителя-читателя,  передает
полномочия наказать этих детей Вилли Вонке.
Что это: насилие или попустительство? Насилие или
случайность?  Некоторые исследователи
творчества Даля определяют роль Вилли Вонки 
в повести как равнозначную Божией: только Бог может контролировать еду,
а значит и жизнь. Следовательно, никто не может осуждать Бога, когда он карает
грешников. 
К чему ведет это наказание? К визуальным изменениям в
облике персонажей. Но словесного рассказа об изменениях и не требуется – такое наказание
достаточно.