Драма двойничества в контексте насилия
            Наталья Павловна Пинежанинова
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-13
14:40 -
        15:20
    Ключевые слова, аннотация
    В фильме К. Лопушанского «Роль» (2013 г.) исследуется
влияние страшного эпизода гражданской войны на дальнейшую жизнь известного
актера Серебряного века. Актер решает возвратиться из эмиграции в Россию и вжиться
в роль своего двойника и антагониста – красного командира, руководившего
массовым расстрелом. Принятие роли как судьбы приводит актера к трагическому
финалу. 
Тезисы
    Определяющим развитие сюжета фильма является
эпизод гражданской войны - расстрел пассажиров поезда красноармейцами. Военное
насилие показано как страшный контекст той эпохи, когда обесцененная жизнь человека
по команде красного командира могла быть пущена «в расход». В этом эпизоде лицом
к лицу встречаются два поразительно  похожие друг на друга человека – красный командир
 Плотников и актер Евлахов. Плотников погибает
в перестрелке, а Евлахову чудом удается спастись. Однако этот эпизод не
оставляет актера в покое  даже в
благополучной Финляндии. Он погружается в депрессию и видит для себя лишь один
путь – перевоплотиться в красного командира Плотникова и вернуться в Россию, чтобы
сыграть свою главную роль в жизни. 
Для перевоплощения актеру важна атрибутика
насилия – он приобретает наган, из которого убивали людей, который помнит державшую
его руку, и шинель, пропахшую потом и кровью. Также важны для него и дневники
Плотникова, которые вместе с архивом за большие деньги достают актеру
контрабандисты. По мере
вживания в роль между актером и его двойником стирается грань – актер начинает
видеть чужие сны и у него болит чужая душа. Двойничество актера как удвоение
мира как попытка понять Другого, того, кто в него мог стрелять, вызвано в этом
фильме исторической катастрофой гражданской войны, гибелью людей, крушением
границ добра и зла, жизни и смерти, когда единый народ оказывался расколотым на
две враждующие части.