Постмодернистские коды в романе И. Шульце «Адам и Эвелин»
            Юрий Леонидович Цветков
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Ивановский государственный университет
    Ивановский государственный университет
190
2014-03-15
13:20 -
        13:40
    Ключевые слова, аннотация
    В романе немецкого писателя Инго Шульце «Адам и Эвелин» (2009) проблема выбора накануне падения Берлинской стены определяет культурный код. Дискурсивный код
 представляет собой установку автора на ироническое сопоставление текста
 развлекательного и фактографического. Начавшаяся смена одного мира 
другим облекается в форму притчи: иносказательную историю 
взаимоотношений Адама и Евы (Эвелин), их «изгнания из рая» и бегства за 
«греховной Евой»: символическое кодирование. В нарративном коде смещается повествовательная перспектива в пользу Эвелин, рассказывающей о страданиях Адама.
Тезисы
    Рассматривается
один из последних романов современного писателя ФРГ, родившегося в ГДР. Он
вновь обращается к осмыслению общественной и индивидуальной проблематики
последствий падения Берлинской стены. Стилизуя роман под развлекательную
литературу, писатель сатирически оценивает многие аспекты жизни ФРГ, напоминая
о базовых ценностях человека труда в ГДР. В романе рассказывается история
бегства Адама и его возлюбленной в ФРГ как библейская легенда о грехопадении.
Падение Берлинской стены как «объединение», «поворот» или «сотворение нового
мира», как представляется сейчас, настолько сложное и противоречивое событие
для современных писателей, что требует серьёзного осмысления с временной
дистанции. Новый поворот проблематики романа в сторону явного сатирического
освещения современного общества потребления в адекватной форме стилизации под
развлекательную литературу со счастливым, казалось бы, финалом вводит
произведение Шульце в контекст романов о личностном одиночестве человека и, как
следствие, о коммуникативной несостоятельности целого поколения. Проблема выбора
накануне падения Берлинской стены определяет культурный код романа. Две
противоположные точки зрения фокусируются в представлении о счастье Адама,
мыслящем ретроспективно, и Эвелин, бесконечно счастливой в американизированном
обществе потребления. Дискурсивный код представляет собой установку
автора на ироническое сопоставление литературы развлекательной и
правдоподобного, последовательного повествования о пересечении гражданами ГДР
венгерской и австрийской границы. Рассказ о начавшейся смене одного мира другим
облекается в форму притчи, конкретную иносказательную историю взаимоотношений
Адама и Евы (Эвелин), их «изгнания из рая» и «бегства за «греховной Евой», что
можно назвать символическим кодированием. Наконец, в нарративном  коде происходит смещение повествовательной
перспективы в пользу Эвелин, рассказывающей о страданиях Адама и своем
«наслаждении» новой жизнью.