По следам романа Алена-Фурнье «Большой Мольн»: «Странный праздник» в романах «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда и «Золотая цепь» А. С. Грина
Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Символизм, приключенческий роман, Ален-Фурнье, Фицджеральд, Грин,
странный праздник, преемственность текстов.
Тезисы
Один из первых знаковых текстов ХХ в. — «Большой
Мольн» французского писателя Алена-Фурнье — вобравший в себя противоречивые
литературные тенденции предыдущего столетия и представивший их в яркой
синтетической форме — должен был, по мнению друга Алена-Фурнье, критика Жака
Ривьера, занять свое место в ряду произведений, закладывающих литературные
основы новой эпохи. В 1913 г., одновременно с выходом «Большого Мольна», Жак
Ривьер выпускает эссе под названием «Приключенческий роман», в котором идет
речь о возможных путях развития романа ХХ в. — романа действия и динамики, пронизанного
влиянием символизма. Однако война, начавшаяся годом позже, отняла жизнь
Алена-Фурнье и изменила ход мировых, в том числе и литературных, процессов. И
все же литература ХХ в. была бы совсем иной без влияния текстов, написанных в
самом его начале, и без романа Алена-Фурнье, ставшего легендарным во Франции и
менее известным за пределами страны — но, парадоксально, именно в зарубежных
странах отдельными искорками вспыхивали литературные произведения, наследующие «Большому
Мольну». Независимые друг от друга, зачастую синхронные друг другу и без
декларации прямого влияния, они вторили роману Алена-Фурнье не только внешними
сюжетными поворотами действия, но и внутренней поэтикой, предсказанной Жаком
Ривьером (символизм действия). Так, в 1925 г. два романа, не связанные между
собой и прямо не апеллирующие к Алену-Фурнье — «Великий Гэтсби»
Ф. С. Фицджеральда и «Золотая цепь» А. С. Грина — находят огромное количество
пересечений между собой и взаимосвязей с романом французского писателя. Их
средоточие — изображение того, что названо в «Большом Мольне» «странным
праздником» — торжество в роскошном и безмерном пространстве, кульминацией
которого должно стать появление долгожданной женской фигуры.