Коммуникативные тактики и стратегии журналиста как способ воздействия на массового зрителя: коммуникативно-прагматический подход
Полина Собирджоновна Набиева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215а
2016-04-21
16:45 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается функционирование речевых тактик в коммуникативно-прагматическом аспекте, применяемых для реализации стратегий современного журналиста в жанре публицистической программы. Исследованы наиболее частотные приемы, позволяющие журналисту достигнуть поставленной цели.
Тезисы
Стратегии и тактики являются важной составляющей деятельности современного журналиста, потому как именно к ним обращается специалист при необходимости привлечения аудитории и воздействия на массового зрителя.
Поскольку тактика понимается нами как способ реализации стратегии и выражения смыслового и структурного содержания текста посредством выбора языковых средств, требуется структурировать наиболее частотные стратегии и рассмотреть их реализацию на конкретных примерах. В качестве материала взяты расшифровки еженедельных выпусков публицистической телепрограммы ПРОсёлок (журналист С. А. Набиева). В анализируемых текстах выделяются следующие стратегии и тактики.
Привлечение внимания. Для реализации данной стратегии используются следующие тактики: 1) сенсационное вступление – используется с целью заинтриговать зрителя, заставить посмотреть передачу до конца. Например: Самые дорогие эксклюзивные вина родом из гаражей; 2) олицетворение - позволяет акцентировать внимание на предмете, освещенном в передаче. Например: Пшеница уже ничего не хочет. Ни пить, ни есть. У нее два пути: упасть прямо в землю и уже осенью, когда пойдут дожди, произвести на свет себе подобных.
Убеждение. Для реализации данной стратегии используются следующие тактики: 1) аргументирование – может проявляться с помощью: а) фактов, подкрепленных цифровыми примерами, например: В правительстве говорят: мы научились выращивать овощи. А вернее вспомнили, как это делали до перестройки. 500 тысяч тонн в сезон, в 2 раза больше, чем 3 года назад; б) обращения к авторитетному лицу, например: Вовсе не глупая она, рыба, если верить рыбакам. Особенно таким ответственным, как Сергей Нешев. Все-таки глава сразу двух образований: Краснозоринского поселения и Новоалександровского района. А по совместительству рыбак.
Выбор стратегий и тактик может быть обусловлен жанровыми особенностями публицистической программы, имеющей специфику информационного посыла, нюансов описания героев, а также визуального и аудиального оформления. Однако в данном случае не меньшее влияние на использование языковых средств может оказывать и индивидуальное речевое поведение телевизионного журналиста.
Таким образом, выбор речевых стратегий и тактик современного журналиста обусловливается не только целью и требованиями жанра, но и спецификой речевого поведения автора.
Поскольку тактика понимается нами как способ реализации стратегии и выражения смыслового и структурного содержания текста посредством выбора языковых средств, требуется структурировать наиболее частотные стратегии и рассмотреть их реализацию на конкретных примерах. В качестве материала взяты расшифровки еженедельных выпусков публицистической телепрограммы ПРОсёлок (журналист С. А. Набиева). В анализируемых текстах выделяются следующие стратегии и тактики.
Привлечение внимания. Для реализации данной стратегии используются следующие тактики: 1) сенсационное вступление – используется с целью заинтриговать зрителя, заставить посмотреть передачу до конца. Например: Самые дорогие эксклюзивные вина родом из гаражей; 2) олицетворение - позволяет акцентировать внимание на предмете, освещенном в передаче. Например: Пшеница уже ничего не хочет. Ни пить, ни есть. У нее два пути: упасть прямо в землю и уже осенью, когда пойдут дожди, произвести на свет себе подобных.
Убеждение. Для реализации данной стратегии используются следующие тактики: 1) аргументирование – может проявляться с помощью: а) фактов, подкрепленных цифровыми примерами, например: В правительстве говорят: мы научились выращивать овощи. А вернее вспомнили, как это делали до перестройки. 500 тысяч тонн в сезон, в 2 раза больше, чем 3 года назад; б) обращения к авторитетному лицу, например: Вовсе не глупая она, рыба, если верить рыбакам. Особенно таким ответственным, как Сергей Нешев. Все-таки глава сразу двух образований: Краснозоринского поселения и Новоалександровского района. А по совместительству рыбак.
Выбор стратегий и тактик может быть обусловлен жанровыми особенностями публицистической программы, имеющей специфику информационного посыла, нюансов описания героев, а также визуального и аудиального оформления. Однако в данном случае не меньшее влияние на использование языковых средств может оказывать и индивидуальное речевое поведение телевизионного журналиста.
Таким образом, выбор речевых стратегий и тактик современного журналиста обусловливается не только целью и требованиями жанра, но и спецификой речевого поведения автора.