Фразеологический аспект представлений человека о сверхъестественном в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Анастасия Евгеньевна Сур
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
171
2016-04-20
13:55 -
14:15
Ключевые слова, аннотация
В докладе ставится задача
выявить
фразеологические единицы, относящиеся к семантическим полям «бог» и «нечистая
сила» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», разбить
данные единицы на группы в зависимости от их семантических особенностей, охарактеризовать
каждую из них, а также установить, какую роль в тексте играют данные единицы
фразеологии. В повести Гоголя выявлено
193 фразеологические единицы, 32 из которых семантически относятся к понятиям
«бог» и «черт».
Тезисы
Язык Н. В. Гоголя всегда
представлял интерес для изучения лингвистов. Самыми яркими примерами являются труды
В. В. Виноградова, А. Белого, А. А. Блока и др.
Материалом для написания данной работы стала повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Объектом исследования послужили фразеологические единицы повести, семантически относящиеся к понятиям «бог» и «черт». Функции таких фразеологических единиц и их роль в тексте являются предметом исследования. Новизна данного исследования заключается в том, что повесть «Ночь перед Рождеством» ранее не была изучена с точки зрения фразеологического состава.
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» выявлено 193 фразеологические единицы, 32 из которых повторяются в тексте более одного раза. Из 193 единиц 32 единицы семантически относятся к понятиям «бог» и «черт».
Фразеологические единицы повести «Ночь перед Рождеством», семантически связанные с понятиями «бог» и «черт», можно разделить на три группы: единицы, связанные с понятием «нечистая сила»; единицы, связанные с понятием «бог»; и единицы, которые в равной степени можно соотнести с обоими понятиями. В тексте произведения автором употреблено 20 единиц, относящихся к черту, 11 единиц, относящихся к богу, и одна единица, включающая в себя оба понятия.
Среди фразеологических единиц, которые относятся к семантическому полю «нечистая сила», особо можно выделить фразеологизмы, в которых черт (дьявол, бес) назван прямо или посредством табуирования, и фразеологизмы, характеризующие потусторонние явления в общем. Такие единицы имеют огромное значение в понимании роли черта в повести и его места в сознании героев.
Из 11 единиц, относящихся к семантическому полю «бог», 9 называют бога напрямую, а 2 описывают явления, связанные с ним. Чаще всего герои повести упоминают бога в своей речи неосознанно. В большинстве случаев фразеологические единицы с семантическим полем «бог» употребляет кузнец Вакула. Это говорит о том, что герой очень богобоязливый.
К последней группе относится одна фразеологическая единица — страшный суд. Этот фразеологизм сочетает в себе понятия «бог» и «черт». Значение данной фразеологической единицы допускает ее отношение к группе, единицы которой относятся к семантическому полу «бог». Но функция единицы в контексте повести позволяет отнести ее и ко второй группе, связанной с противоположным понятием, ведь она употребляется для характеристики черта.
Фразеологические единицы помогают характеризовать не только отношение людей к нечистой силе и богу, но и сделать вывод об их страхах, характерах и душевных состояниях.
Материалом для написания данной работы стала повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Объектом исследования послужили фразеологические единицы повести, семантически относящиеся к понятиям «бог» и «черт». Функции таких фразеологических единиц и их роль в тексте являются предметом исследования. Новизна данного исследования заключается в том, что повесть «Ночь перед Рождеством» ранее не была изучена с точки зрения фразеологического состава.
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» выявлено 193 фразеологические единицы, 32 из которых повторяются в тексте более одного раза. Из 193 единиц 32 единицы семантически относятся к понятиям «бог» и «черт».
Фразеологические единицы повести «Ночь перед Рождеством», семантически связанные с понятиями «бог» и «черт», можно разделить на три группы: единицы, связанные с понятием «нечистая сила»; единицы, связанные с понятием «бог»; и единицы, которые в равной степени можно соотнести с обоими понятиями. В тексте произведения автором употреблено 20 единиц, относящихся к черту, 11 единиц, относящихся к богу, и одна единица, включающая в себя оба понятия.
Среди фразеологических единиц, которые относятся к семантическому полю «нечистая сила», особо можно выделить фразеологизмы, в которых черт (дьявол, бес) назван прямо или посредством табуирования, и фразеологизмы, характеризующие потусторонние явления в общем. Такие единицы имеют огромное значение в понимании роли черта в повести и его места в сознании героев.
Из 11 единиц, относящихся к семантическому полю «бог», 9 называют бога напрямую, а 2 описывают явления, связанные с ним. Чаще всего герои повести упоминают бога в своей речи неосознанно. В большинстве случаев фразеологические единицы с семантическим полем «бог» употребляет кузнец Вакула. Это говорит о том, что герой очень богобоязливый.
К последней группе относится одна фразеологическая единица — страшный суд. Этот фразеологизм сочетает в себе понятия «бог» и «черт». Значение данной фразеологической единицы допускает ее отношение к группе, единицы которой относятся к семантическому полу «бог». Но функция единицы в контексте повести позволяет отнести ее и ко второй группе, связанной с противоположным понятием, ведь она употребляется для характеристики черта.
Фразеологические единицы помогают характеризовать не только отношение людей к нечистой силе и богу, но и сделать вывод об их страхах, характерах и душевных состояниях.