XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Романная форма в современной медиа культуре

Анастасия Владимировна Демишкевич
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2016-04-19
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Работа концептуализирует сериал как наследника романной формы и отвечает на вопрос, почему именно сериал стал подлинной точкой встречи литературы и кино. В работе также рассматриваются различия в практиках просмотра фильмов, сериалов и литературного чтения.

Тезисы

Романной форме всегда было сложно: сначала устоявшаяся жанровая иерархия никак не хотела принимать этот бездомный недожанр, затем его активно принялись хоронить. Несмотря на это, роман не только продолжает существовать как литературный жанр, но сама романная форма прочно укоренилась в структуре современности, в наших каждодневных действиях, в том, как мы воспринимаем информацию: лента Facebook, Twitter, сериалы. Из всех новых медиа, о которых говорилось выше, хотелось бы сосредоточиться на сериале как наследнике романной формы.
Сериал, в отличие от романа, никто пока убивать не собирается, но есть мнение, что сериал сам становится убийцей большого кино. Новое средство коммуникации никогда не бывает просто добавлением к старому и никогда не оставляет старое средство в покое. Оно не перестает подавлять старые средства до тех пор, пока не найдет им новое положение. Гипотеза моего исследования заключается в том, что сериал, стал подлинной точкой встречи романной формы и кино и создал ситуацию, в которой требуется пересмотр отношений между кино и сериалом. Цель моего исследования — концептуализация сериала как наследника романной формы, а также пересмотр отношений между кино и сериалом. Задачи: проанализировать, как романная форма реализует себя в сериале; рассмотреть какими отличными от кино возможностями обладает сериал; проанализировать различия в построение нарратива, а также в технике смотрения кино и сериала. Итак, исследование привело меня к следующим результатам.
1. Сериал как и роман находится в тесном контакте с настоящим в его незавершенности.
2. Сериал обладает большими возможностями для создания образа, чем кино. Образ героя, например, который явлен в романе во всей своей полноте и движении, часто выглядит неубедительным в фильме. Сериал же позволяет показать метаморфозы героя от начала до конца, элементарно, обладая большим количеством времени. Отличным примером этому служит герой «Фарго» Лестер Найгаард, чье превращение из робкого, забитого торговца страховками в беспринципного убийцу показано постепенно, маленькими шагами, именно так, как это могло бы быть в романе.
3. Построение нарратива в сериале отличается от нарратива в кино: нарратив сериала строится по принципу «Человеческой комедии» О. де Бальзака.
4. Кино и сериал — это две совершенно разные практики смотрения. Поход в кино сегодня выглядит как полуторачасовой аттракцион, со всеми необходимыми атрибутами: выход из привычной домашней среды, нахождение с другими людьми в зале, спецэффекты большого экрана, сравнительно небольшой промежуток времени пребывания, четкий вход и выход из пространства аттракциона. С сериалом все обстоит иначе, практика просмотра больше напоминает чтение романа — более продолжительный по времени и гораздо более интимный процесс.