Особенности семантики английских слов smart, clever, intelligent, bright и brilliant
Виктория Дмитриевна Чистякова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
182
2016-04-22
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности семантики и употребления в речи английских
слов clever, intelligent, smart, bright
и brilliant. Выделяются признаки, позволяющие разграничить эти
значения. Опровергается традиционное представление о слове intelligent как
вносящем информацию о том, что описываемый признак приобретен в результате (интеллектуального) развития и обучения индивида; доказывается, что intelligent может вносить
информацию о врожденных свойствах.
Тезисы
В работе исследовались особенности семантики английских
слов smart, clever, intelligent, bright и
brilliant.
Обращение к данной проблеме обусловлено общим растущим интересом
к исследованию семантики языковых единиц, а также отсутствием исчерпывающего
описания семантики исследуемых лексических единиц.
В основе данного исследования лежит понятие концепта, которое приравнивается к значению (вслед за
О. Н. Селиверстовой). Поскольку в современной лингвистической науке
существует несколько подходов к пониманию понятия концепт, следует отметить, что данное исследование проводится в
рамках лингвокогнитивного подхода.
Исследование было проведено на материале из Национального
корпуса русского языка, British National Corpus
и Corpus of Contemprorary American English с использованием
гипотетико-дедуктивного метода в сочетании с экспериментом.
Данный эксперимент состоял из восьми этапов, в ходе которых было осуществлено четыре обращения к информантам и проведено трехэтапное анкетирование, для проведения которого из собранного материала были выбраны примеры высказываний, в которых употребляются данные слова. В этих высказываниях исходное прилагательное, например, слово clever, заменялось на его синоним, например, прилагательное intelligent, после чего информанты оценивали правильность полученных высказываний или (в ходе теста на свободную интерпретацию) описывали свои ощущения или эффект, вызываемый использованием данных прилагательных в разных контекстах. Всего в эксперименте приняли участие 10 человек.
Полученные данные позволили выделить особенности семантики прилагательных clever, intelligent, smart, bright и brilliant. Так, например, было выявлено, что в случае, когда речь идет о деятеле, прилагательное clever вносит информацию о том, что он демонстрирует такие качества как хитрость или изворотливость, обладает способностями или талантами, которые потенциально могут быть применены с целью обмана или введения в заблуждение других людей. Прилагательное intelligent вносит информацию о том, что описываемый деятель характеризуется наличием постоянных, но немаркированных по происхождению знаний (при этом часто подразумеваются знания выше среднего уровня), а также описываемый деятель достиг сознательного возраста и способен действовать самостоятельно и принимать собственные решения. Прилагательное smart вносит информацию о том, что описываемый деятель характеризуется наличием знаний не академического характера, наличием потенциального стремления вызвать реакцию реципиента или наблюдателя, а также зачастую полагается на свою интуицию. Были выявлены и другие признаки в значениях данных слов в зависимости от контекстов употребления.
Данный эксперимент состоял из восьми этапов, в ходе которых было осуществлено четыре обращения к информантам и проведено трехэтапное анкетирование, для проведения которого из собранного материала были выбраны примеры высказываний, в которых употребляются данные слова. В этих высказываниях исходное прилагательное, например, слово clever, заменялось на его синоним, например, прилагательное intelligent, после чего информанты оценивали правильность полученных высказываний или (в ходе теста на свободную интерпретацию) описывали свои ощущения или эффект, вызываемый использованием данных прилагательных в разных контекстах. Всего в эксперименте приняли участие 10 человек.
Полученные данные позволили выделить особенности семантики прилагательных clever, intelligent, smart, bright и brilliant. Так, например, было выявлено, что в случае, когда речь идет о деятеле, прилагательное clever вносит информацию о том, что он демонстрирует такие качества как хитрость или изворотливость, обладает способностями или талантами, которые потенциально могут быть применены с целью обмана или введения в заблуждение других людей. Прилагательное intelligent вносит информацию о том, что описываемый деятель характеризуется наличием постоянных, но немаркированных по происхождению знаний (при этом часто подразумеваются знания выше среднего уровня), а также описываемый деятель достиг сознательного возраста и способен действовать самостоятельно и принимать собственные решения. Прилагательное smart вносит информацию о том, что описываемый деятель характеризуется наличием знаний не академического характера, наличием потенциального стремления вызвать реакцию реципиента или наблюдателя, а также зачастую полагается на свою интуицию. Были выявлены и другие признаки в значениях данных слов в зависимости от контекстов употребления.