XVIII Международная конференция студентов-филологов

Постмодернистский текст на уроке РКИ

Анна Юрьевна Колесникова
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет

215-а
2015-04-09
15:05 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлена методика работы с постмодернистским текстом на уроке РКИ. Выделены основные признаки данного типа текстов с целью облегчения их понимания и восприятия.

Тезисы

Тенденция к расширению образовательного пространства приобретает особенную актуальность в условиях коммуникативной направленности преподавания РКИ, когда появляется необходимость создания условий и средств для погружения иностранцев в новую языковую среду. Таким средством, привносящим в учебный процесс новые языковые элементы, становятся художественные тексты, в частности, авторов-постмодернистов.
Мы обозначим основные признаки постмодернистского текста, необходимые при анализе текста в иноязычной аудитории. Н. Лихина выделяет следующие черты художественной литературы постмодернизма: 1) ситуация «лабиринта смыслов»; 2) политекстуальность, насыщенность внетекстовыми аллюзиями; 3) деканонизация, борьба с традиционными ценностными центрами; 4) торжество деконструктивистского принципа: разрушение и установление новых связей в хаосе; 5) ирония, утверждающая плюралистичность мира и человека; 6) игра как способ существования в реальности и искусстве, возможность сокрытия подлинных мыслей и чувств.
Методика анализа в иноязычной аудитории не должна быть технически сложной и подробной. В этой связи интересной является позиция Н. В. Кулибиной, которая предлагает воспроизведение естественной ситуации чтения художественного текста с целью понимания его смысла без какой-либо специальной методики.
Проиллюстрируем некоторые положения классификации, обратившись к рассказу В.Пелевина «Зигмунд в кафе». Незамысловатый сюжет повествует о посетителях венского кафе и наблюдающим за ними главном герое, глазами которого читатель «смотрит» на происходящее. Поверхностное прочтение, даже при учете знания большинства незнакомых слов, не раскроет иностранному читателю его смысла.
Поиск ключевых, повторяющихся слов и мотивов после снятия языковых трудностей кажется нам наиболее перспективным в процессе анализа на уроке РКИ.
Особое внимание необходимо уделить внетекстовым аллюзиямобилие которых является маркером постмодернистского текста. Знание культурного контекста позволяет глубже понять имплицитную информацию текста. После прочтения основных эпизодов вспомним, что уже упомянутый З. Фрейд разработал психоанализ, при помощи которого толковал случаи обыденной жизни, имевшие, чаще всего, сексуальный подтекст.
В конце рассказа читатель узнает, что Зигмунд - это старый попугай, загадивший свою клетку так, что в ней не осталось чистого места. На лицо эффект обманутого ожидания. На глазах читателя происходит деконструкция: всемирно известный психоаналитик становится обычным старым попугаем, повторяющим одно и то же. Автор пародирует толкование сексуальных мотивов, которые везде видел Фрейд.
Таким образом, знание авторских приемов, сопоставление текстовой и внетекстовой информации позволяет читателю выйти на концептуальный уровень произведения.