XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Трикстер в детской литературе: Карлсон и Питер Пэн

Антон Дмитриевич Залозный
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2016-04-21
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются проблема определения персонажей-трикстеров в детской литературе и вопрос об их дидактической роли на примере текстов «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и «Питер Пэн» Дж. Барри. Центральным объектом исследования является функционирование трикстера в текстах, предназначенных для детей.

Тезисы

1. Цель исследования — анализ специфики «плохих хороших» персонажей в детской литературе. В задачи работы входит изучение архетипической основы образов Карлсона и Питера Пэна и анализ особенностей характеров избранных персонажей. Это необходимо, чтобы выявить дидактическую составляющую анализируемых текстов, т. е. их воздействие на сознание читателя-ребенка.
2. Новизна исследования состоит в обращении к междисциплинарному методологическому инструментарию, позволяющему существенно расширить интерпретации культовых текстов, предназначенных для детей. Актуальность работы определяет возрастающий спрос на научно-исследовательские работы по изучению детской литературы.
3. Материалом исследования являются тексты Дж. М. Барри (Barrie) «Питер Пэн» («Peter and Wendy») и А. Линдгрен (Lindgren) «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» («Lillebror och Karlsson på taket»). Методология базируется на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах, а также методике архетипического анализа текста (мифопоэтический подход).
4. Исследование базируется на тезисе: «Питер Пэн и Карлсон — трикстеры». Питер Пэн — ювенильная «версия» трикстера, т. е. тот его вариант, при котором детское, инфантильное начало преобладает в характере персонажа. Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в реальный. Карлсон —  представитель «чистого» трикстерства, являющий собой персонажа, который действует ради действия, превращает жизнь в игру, отрицает общепринятые рамки и запреты. Ювенильное начало при этом не выражено столь ярко, как  у Питера Пэна. Обоим персонажам присущи душевная распахнутость и детская бесшабашность. Мотивы их поведения могут быть разными, с чем связана и различность наших подходов при анализе их образов. Однако общим в них остается рисунок движения «по кривой»; Карлсон и Питер Пэн — персонажи-трикстеры, которым присущи детскость, амбивалентность, смеховое начало, готовностью к жертвованию.
5. В результате исследования были сделаны выводы о том, что неоднозначность амбивалентных персонажей объясняется наличием в них «днк» трикстера, определяющим генезис героев. Линдгрен и Барри в своих произведениях обращаются к индивидуальной психике героя-ребенка, раскрывая её при помощи персонажей, близких к детскому (ювенильному) характеру и, в связи с этим, понятных для детей. Отсутствие прямого морализаторства, т. н. «скрытая» дидактика, благотворно влияет на нравственно-воспитательную составляющую их текстов.
6. В перспективе, в рамках данного исследования возможно расширение материальной и методологической базы, поскольку современное литературоведение только начинает фундаментальные исследования в области литературы для детей.