Бытовой план в «Житии протопопа Аввакума»: роль и особенности функционирования
Елизавета Игоревна Коновал
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2016-04-19
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
особенности использования бытовых деталей в «Житии протопопа Аввакума» редакции А (1673
г.) на фоне процесса секуляризации, активно протекающего в русской культуре XVII в. На примере анализе нескольких эпизодов показаны
особый характер использования деталей, сочетающих в себе бытовую
достоверность и символическое начало.
Тезисы
1. Цель доклада — показать приемы
использования бытовых деталей протопопом Аввакумом в его знаменитом «Житии», их
роль в композиции памятника и особый характер функционирования, а также
тщательность, с которой агиограф подошёл к
созданию своего сочинения. Несмотря на длительную историю изучения «Жития
протопопа Аввакума» (В. В. Виноградов, Н. С. Демкова, Д. С Лихачёв, Н. М.
Герасимова и др.), до сих пор существует ряд вопросов, на которые нельзя
ответить однозначно. Так, нерешенной, на взгляд докладчика, остается проблема
бытового плана в «Житии», которое создавалось Аввакумом в течение нескольких
лет во время заключения в земляной тюрьме Пустозерска. В основу литературного
анализа положен список редакции А 1673 г. (подготовленный
и изданный А. Н. Робинсоном в 1963 г.), так как
именно он был включен в Пустозерский сборник, составленный самими узниками (в том числе, протопопом Аввакумом).
2. Анализ бытовых деталей в «Житии Аввакума» связан также с задачей более глубокой характеристики такого явления, как открытие личностного начала в русской литературе XVII в. Поэтому необходимо было рассмотреть конкретные бытовые эпизоды «Жития» в контексте историко-литературной ситуации, характеризующие процесс секуляризации, а именно: открытие индивидуальности, изменение характера героя — отход от абстрактного и идеализированного описания персонажа, возрастание важности бытового плана в агиографических и других повествовательных текстах.
3. Одной из черт изображения быта Аввакумом оказывается соединение им в описываемом физическом пространстве «верха» и «низа», демонстрирующих принадлежность небесному и земному мирам. Особое внимание уделяется тем деталям, которые обладают символическим смыслом, не теряя при этом значения реалистической подробности. Так, известный эпизод о явлении в начале «Жития» Аввакуму «в тонком сне» корабля с пестрыми парусами, символизирующего жизненный путь будущего мученика, отзывается на протяжении всего текста в подробных описаниях трудностей во время скитаний протопопа с семьёй, а также при частом упоминании средств реального передвижения в географическом пространстве Сибири (дощаник, лодка, нарты и др).
2. Анализ бытовых деталей в «Житии Аввакума» связан также с задачей более глубокой характеристики такого явления, как открытие личностного начала в русской литературе XVII в. Поэтому необходимо было рассмотреть конкретные бытовые эпизоды «Жития» в контексте историко-литературной ситуации, характеризующие процесс секуляризации, а именно: открытие индивидуальности, изменение характера героя — отход от абстрактного и идеализированного описания персонажа, возрастание важности бытового плана в агиографических и других повествовательных текстах.
3. Одной из черт изображения быта Аввакумом оказывается соединение им в описываемом физическом пространстве «верха» и «низа», демонстрирующих принадлежность небесному и земному мирам. Особое внимание уделяется тем деталям, которые обладают символическим смыслом, не теряя при этом значения реалистической подробности. Так, известный эпизод о явлении в начале «Жития» Аввакуму «в тонком сне» корабля с пестрыми парусами, символизирующего жизненный путь будущего мученика, отзывается на протяжении всего текста в подробных описаниях трудностей во время скитаний протопопа с семьёй, а также при частом упоминании средств реального передвижения в географическом пространстве Сибири (дощаник, лодка, нарты и др).