Юда Белощельский и Яков Горевший в преданиях о святых местах одной деревни
Александра Андреевна Поспелова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2016-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен результат анализа нарративов о святых местах деревни Белощелье Архангельской области, собранных в ходе фольклорной экспедиции СПбГУ 2015 г. События преданий, записанных от разных жителей одной деревни, относились рассказчиками к разным эпохам: от середины XVII в. до середины XX в. Истории о святом Юде и его Пустыни, а также о его брате Якове Горевшем рассматривались ранее только с точки зрения исторической достоверности. Между тем представляется интересным, какие отношения между деревенскими святынями выстраивают сами жители деревни с помощью историй о святых.
Тезисы
Доклад посвящен преданиям о двух деревенских святынях — Юдиной Пустыни и Кресте Якова Горевшего, которые связаны общей историей основания этих мест. Материалом послужили интервью, записанные в ходе фольклорно-антропологической экспедиции 2015 г. в деревне Белощелье (Лешуконский район, Архангельская область).
В начале XX в. в газете «Архангельские Епархиальные Ведомости» появились небольшие заметки о Юдиной Пустыни. Официальная версия истории изложена в монографии краеведа А. В. Новикова «Лешуконье XV–XIX вв. История края» (2003). Автор этой книги выстроил события, связанные с Пустынью и Крестом Якова, в хронологическом порядке с документальным подтверждением. Собранный нами корпус нарративов о белощельских святынях позволяет иначе взглянуть на предание о братьях Юде, Якове и Онике (Анике) и святых местах. Как оказалось, деревенские жители далеко не всегда опирались на версию, изложенную Новиковым, хотя его книга есть в каждой деревенской библиотеке и пользуется достаточным авторитетом среди местных жителей, и предлагали свою интерпретацию историй.
В основании предания лежит легенда о трех братьях, пришедших в эти места из Ущельского монастыря. Пустынь и Крест Якова Горевшего находятся за пределами Белощелья и особенно почитаются жителями деревни, в отличие от других белощельских святынь. Неопределенность статуса Юдиной пустыни послужила одной из причин различных интерпретаций. Если хронология А. В. Новикова охватывает три столетия, то в рассказах наших собеседников все события, связанные с братьями и их святыми местами, могут происходить и в течение нескольких десятилетий XX в. В некоторых записанных нами интервью Пустынь, представлявшая собой церковь Св. Апостола Иуды и большой гостевой дом для паломников, разрастается до двух монастырей.
Юдина Пустынь — максимально удаленное от деревни место, входящее в комплекс белощельских святынь, которое предполагает долгий трудный путь и возможность уединения. Это наделяет Пустынь особой степенью святости, что не может не отразиться на бытовании рассказов о Юде. Предание о святом Юде и его Пустыни наполняется новыми сюжетами и персонажами, изначально не связанными с этим святым местом. Так, история об утонувших девицах, крест которым поставлен на берегу Мезени недалеко от деревни, становится частью «большого» предания о Юдиной пустыни.
Таким образом, можно говорить о специфическом отношении между святынями деревни, которое выстраивается не только через выбор места для духовных практик, но и через способ повествования об этих святых местах.