XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Текстообразующая роль категории кажимости в произведениях Г. И. Горина

Наталья Владимировна Богданова
Докладчик
магистрант 2 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

213
2016-04-21
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются средства экспликации категории кажимости, обладающей текстообразующим потенциалом в произведениях Г. И. Горина. Рассматриваются модусные ситуации, в которых актуализируется эта категория. Одной из основных причин ее актуализации оказывается фантасмагоричность замысла автора, проявляющаяся в его тяготении к темам ума, сумасшествия, иррационального прозрения.

Тезисы

В произведениях Г. И. Горина, как сценарных, так и драматургических, мир нередко понимается как театр, представление. Их герои (Свифт, Мюнхгаузен и др.) соответствуют типу человека играющего. Сквозными темами творчества автора являются темы ума, сумасшествия, иррационального прозрения, вследствие чего значительную текстообразующую роль играет категория кажимости.
Эта категория, неразрывно связанная с человеческим мировосприятием, гносеологической деятельностью, стала исследоваться в русистике, начиная с 90-х гг. XX в. Однако ей посвящено незначительное количество работ (например, Ю. А. Горельниковой, Н. В. Гатинской, Т. В. Романовой, О. П. Ермаковой).
В произведениях Горина кажимость эксплицируется не только в отдельных высказываниях, но и в развертывании текстовых фрагментов и текста в целом.
Модусные ситуации, в которых в содержательном, семантическом и когнитивном аспекте актуализируется данная категория, разнообразны. Ее актуализация может быть обусловлена психологическим состоянием персонажа, метафорическим осмыслением действительности, фантасмагоричностью замысла и др.