XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив зеркала в романе Д. И. Рубиной «Почерк Леонардо»

Ирина Анатольевна Заросило
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

188
2016-04-19
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Мотив зеркала в романе Д. И. Рубиной «Почерк Леонардо» рассматривается в докладе с точки зрения традиций народной культуры и русской литературы. Выделяются основные функции и характеристики зеркала в художественном мире писателя: проход в потусторонний мир, предвестник будущего, способность к запоминанию, поглощению образов. Рубина использует зеркальность как предмет вещественного мира и как художественный прием.

Тезисы

Мотив зеркала широко используется в русской и зарубежной литературе, а также зеркало является особым, магическим предметом в народной культуре. Поэтому мотив зеркала в романе Д. И. Рубиной Почерк Леонардо» исследуется нами с точки зрения традиций народной культуры и русской литературы. Несмотря на пристальное внимание исследователей к творчеству Рубиной и, в частности, к первому роману трилогии «Люди воздуха», мотив зеркала рассматривали только фрагментарно. В романе Рубиной зеркальность выступает не только явлением предметного мира, но и художественным приемом. Последнее отражается, например, в способах передачи психологизма и системе персонажей. Зеркало в романе является проходом в потусторонний мир: «…еще миг-другой — и зеркалье растворит наконец свою тонкую твердую пленку на входе в другую, обещанную Элиэзером, параллельную, правильную зеркальную вселенную…» (Рубина Д. И. Почерк Леонардо. М.: Эксмо, 2014). Также зеркала как вещи предметного мира и как метафизические в сознании героини позволяют предвидеть будущее, читать мысли и показывать прошлое. Рубина наделяет зеркала собственной памятью и способностью к поглощению образов. Таким образом, используя мотив зеркала в романе «Почерк Леонардо», Рубина не только творит в рамках традиций русской культуры, но и создает особый художественный образ зеркала. В ее романе зеркало является одновременно проходом в потусторонний мир и самим этим миром.  Отличительной чертой романа является изображение зеркала не только как вещественного предмета, но и как метафизического зеркального образа в сознании главной героини.