XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Тема поэта в цикле «Тайны ремесла» А. А. Ахматовой

Мадия Надимовна Мирза
Докладчик
магистрант 1 курса
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является тема поэта в цикле А. А. Ахматовой «Тайны ремесла». В настоящей работе анализируются различные воплощения образа поэта, его назначение и роль в поэзии.

Тезисы

Поэт у А. А. Ахматовой предстает как избранник, не принадлежащий «миру сему» («Творчество»). Поэтический дар трактуется как умение тонко чувствовать мир, способность к яснослышанию и ясновидению, однако на его судьбу может выпасть творческое страдание. Немота проявляется в том случае, если Муза покинула поэта и он не может совладать с даром слова («Муза»).
Острое ощущение мысли о творении, «преодоление» себя и слов, предназначение и святое ремесло поэта — основные мотивы цикла, касающиеся темы поэта. У Ахматовой стихи рождаются из уединения жизни (музыки, природы и тишины) и внутреннего опыта самого художника, составляющих состояние погружения поэта в мир высокой и чистой поэзии («Поэт»). Поэзия, будто живое существо, проникает в суть человеческого существа, задевая струны души и отражая процесс оживления природы («Последнее стихотворение»).
Цель поэта при «преодолении» слова — сохранить его естественную среду значения. Значит, основной принцип художника слова — принцип легкости, неприметности и обыденности («Мне ни к чему одические рати…»). Все обыкновенное, изображаемое Ахматовой, показано тайным значимым кругом, являющимся для человека Вселенной. Именно этот священный круг обычных вещей дает возможность обрести особый смысл причастности к жизни каждого.
В традиционном конфликте «толпа — поэт», который встречается в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Ахматова заменяет понятие толпы понятием «читатель». У нее отсутствует неприязнь поэта к толпе. Напротив, поэт испытывает искреннее сострадание к читателю и называет его другом («Читатель»). Поэт общается с читателем посредством своих тайн ремесла, поэтому для него важно, чтобы в читательском сознании была смысловая доминанта контекста.
Цикл Ахматовой о поэте и поэзии, оставаясь в рамках сложившейся литературной традиции, вносит свой вклад в развитие весьма актуальной темы, углубляя ее, обращается к изображению «диалектики души» поэзии. Тема поэта  одна из ключевых в философской лирике. На понимание поэта Ахматовой оказали влияние Пушкин и Лермонтов, однако ахматовская трактовка традиционных конфликтов может считаться оригинальной.