XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Поэзия Ф. Геллнера в контексте «поколения бунтарей»

Яна Валентиновна Митяшина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе раскрывается сущность литературного феномена «поколения бунтарей» (чеш. «generace buřičů»). На материале стихотворений из разных периодов творчества чешского поэта Ф. Геллнера (18811914, Gellner) рассматриваются частные особенности его поэзии, приводится сравнение с поэзией других представителей «поколения бунтарей», что позволяет сделать заключение о несомненной принадлежности Геллнера к «поколению бунтарей» и вместе с тем о наличии в его произведениях ряда характерных особенностей, выделяющих его среди прочих участников этого культурно-политического движения.

Тезисы

В начале XX в. политическая система Чехии подверглась значительным преобразованиям, что повлекло за собой закономерную реакцию чешского общества. Одним из ее проявлений стало возникновение феномена, вошедшего в историю чешской литературы как «поколение бунтарей-анархистов» (чеш. «Generace anarchistických buřičů»). Наиболее известные представители поколения – С. К. Нейман (1875–1947, Neumann), Ф. Шрамек (1877–1952, Šrámek), К. Томан (1877–1946, Toman), и Ф. Геллнер, на исследовании творчества которого сфокусирован данный доклад. Чешские историки литературы, такие, как Ф. Бурианек (1917–1995, Buriánek), неоднократно обращались к проблеме места Геллнера среди других поэтов-«бунтарей», однако в русскоязычном литературоведении исследования по этой теме ранее не проводились.
В данном докладе приводится общественно-политический контекст формирования в чешской литературной среде анархистского движения, а также выделяется ряд черт, на основании которых осуществляется определение принадлежности того или иного поэта к «поколению бунтарей». В качестве доказательной базы приводятся стихотворения трех представителей поколения, в частности, Шрамека, Томана и Геллнера, художественный анализ которых позволяет выявить как характерные для движения в целом черты, так и индивидуальные особенности, присущие каждому из поэтов и являющиеся отражением их жизненного и творческого пути. Особое внимание уделяется творчеству Геллнера как наиболее самобытного представителя данного литературного движения: стихотворения «Беспутица» («Bezcestí»), «XVII» («Что ж, господа писатели...») («Což, páni spisovatelé...») и «Песня весеннего дня» («Píseň jarního dne»), на материале которых осуществляется исследование, взяты из трех поэтических сборников, составленных в три последовательных периода творчества поэта, что позволяет сформировать наиболее полную картину его творческого развития. В заключение, соответственно поставленной перед началом исследования задаче, делается вывод об особом, исключительном положении Геллнера в контексте феномена «поколения бунтарей».