XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

«Дар» В. В. Набокова: к вопросу о жанре

Дмитрий Олегович Котомцев
Докладчик
студент 4 курса
ГОУ ВО ЛНР "Луганский государственный педагогический университет"

Ключевые слова, аннотация

Жанровое своеобразие романа В. В. Набокова «Дар» — дискуссионный вопрос в науке. В тезисах дан обзор трактовок жанра «Дара». Предложено понимание «Дара» как философско-эстетического типа интеллектуального романа.

Тезисы

Роман — жанровая доминанта в художественной литературе ХХ в. Будучи все еще «становящимся» жанром (М. М. Бахтин), роман, благодаря стилевому многообразию, жанрово-родовому синкретизму и художественным возможностям — ключевая форма постижения мира. Особого историко-литературного и теоретического осмысления требует жанр интеллектуального романа, давший классические образцы в творчестве К. К. Вагинова, В. В. Набокова, А. Мёрдок и др. Жизнеспособность концепции интеллектуального романа доказывает и то, что современная литература также не избегает этого жанра (С. Хустведт, И. Макьюэн, М. М. Степанова). Но внятной характеристики интеллектуальный роман как жанр не получил. Поэтому продуктивным материалом для изучения поэтики интеллектуального романа мы считаем «Дар» Набокова.
Набоковедение накопило большой опыт в изучении жанровой структуры «Дара»; но учеными даются довольно гибридные и метафорические определения жанровой принадлежности этого романа, например: «роман-оборотень» (Н. Букс), «сверхроман» (В. В. Ерофеев), «энциклопедия жанров» (Н. А. Анастасьев), «роман-матрешка» (С. С. Давыдов), «метароман» (В. Б. Зусева-Озкан). Все эти жанровые определения освещают или варьируют один признак «Дара» (металитературность — «метароман» и «роман-матрешка», полистилистика — «энциклопедия жанров», и т. п.), или же вовсе ничего не говорят о жанрово-стилевом своеобразии романа, предлагая свое определение как метафорическую данность.
Наблюдения показывают, что поэтика интеллектуального романа характерна для творчества Набокова. Назовем кратко несколько ее особенностей: философская полемика с идеологиями и концепциями, фрагментарно-осколочная структура, «зеркальный» принцип в нарративной системе, способы «сотворения» образа Автора, герои-спутники и герои-оппоненты, особая модель пространства — корреляция топосов города и природы, метарефлексия и т. д. Названные черты отражают своеобразие многих романов Набокова и в особенности — «Дара».
Интеллектуальный роман — это жанр, в котором важнейшей мотивировкой поступков героев являются интеллектуальные поиски и стремление проверить жизнью свои идеи и мировоззрение в целом. В более узком смысле — это роман идей вроде «Волшебной горы» Т. Манна. Однако Набокову подобная структура чужда. Интеллектуальный роман Набокова — это проверка идей красотой. Идеи Н. Г. Чернышевского для Ф. Годунова-Чердынцева (и для автора) не потому плохи, что глупы и утопичны, а потому, что пошлы и некрасивы. Красоте противостоит не уродство (что просто является несчастьем, которое нельзя оценить негативно), а ее пустота, претенциозность и моральная низость. В этом смысле Набоков создал новый тип интеллектуального романа — философско-эстетический, который в дальнейшем модифицируется в концептуально-эстетический интеллектуальный роман «Лолита».