47th International Philological Research Conference

"Палладинский мой плащ весь блистал": лучи поэзии, гирлянда и игра судьбы в романе И. А. Гончарова «Обрыв»

Елена Викторовна Рипинская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-20
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

И. А. Гончаров, роман "Обрыв", мотивная структура, Г. Гейне, В. Г. Белинский

Тезисы

В докладе будут рассмотрены некоторые из основных мотивов, составляющих структуру романа И. А. Гончарова «Обрыв». Анализ мотивной и образной организации романа позволяет говорить об особой роли в нем повторяющихся образов – художественных форм, в которых концентрируются разнообразные культурные смыслы и, вполне согласно с определением А. Н. Веселовского, выражается «мышление эпохи». В частности, на основе анализа введенного Гончаровым стихотворения Г. Гейне (и его русского перевода) можно показать значительные пересечения образности двух текстов. Так, расписанные кулисы (die prächt’gen Kulissen), мантия (Rittermantel) примыкают к центральному мотивно-образному комплексу романа, представленному в вариантах: гирлянда, венок (цветы), украшение, роскошь, покрывало (Изиды), драпировка. А тематический центр стихотворения (im Scherz <…> Sprach ich) смыкается с важнейшими в «Обрыве» темами судьбы, игры и слова, которое может уловить человека. Анализ показывает, вопреки мнению ряда исследователей (О. М. Чемены, Л. С. Гейро и др.), близкое соответствие оригинального текста стихотворения «Nun ist es Zeit…» мотивной и образной организации, составляющей внутреннюю структуру романа русского писателя. Для поэтики последнего романа Гончарова характерна семантическая сложность образа и множественность отсылок к разным культурным контекстам. Другим важным источником, как показывают текстуальные совпадения, послужила статья В. Г. Белинского, определяющая  рецепцию европейской традиции в русской культуре. Восстановление культурного контекста помогает раскрыть многозначность узловых образов «Обрыва», которая и определяет его конфликт и сюжетно-смысловое движение.