47th International Philological Research Conference

"Евгений Онегин" в научном наследии В.М.Марковича. Неопубликованные материалы

Елена Николаевна Григорьева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2018-03-19
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

В.М.Маркович, неопубликованные материалы, "Евгений Онегин", полифония, диалогизм

Тезисы

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает особое место в научном наследии В. М. Марковича. Отталкиваясь от статьи Ю. Н. Тынянова «О композиции “Евгения Онегина”» в ранней статье «Из наблюдений над композицией "Евгения Онегина"» (1963), Маркович во многом предварил тот тип научного дискурса, который представлен в классическом "онегиноведении" второй половины ХХ века работами С. Г. Бочарова, Ю. М. Лотмана, В. Н. Турбина, О. А. Проскурина и др. Уже в указанной статье автор доказывает, что основной принцип организации мира романа – принцип полифонический. Последующие работы Марковича об "Онегине" (Юмор и сатира в «Евгении Онегине» // Вопросы литературы. 1969, №1.С. 67—88; Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. Горький. 1980. С. 25—47; О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. Горький. 1981. С. 69—81; И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-е — 50-е годы). Л., 1982. С.7 – 24; О значении «одесских строф» в «Евгении Онегине» // Пушкин и другие. Новгород. 1997. С. 80—92) продолжают демонстрацию полифонической организации самых разных уровней структуры текста – от поэтического слова до идеологической позиции героев. И тем не менее профессор говорил, что анализ и герменевтическое прочтение романа не закончены. Он планировал главу о романе в задуманной монографии по истории русской литературы первой половины ХIХ века. Для этой монографии были написаны и опубликованы в виде статьи и частей учебника главы о лирике первых десятилетий века, о Крылове и о Грибоедове. Доклад представляет расшифрованные неопубликованные материалы о романе. В этих набросках Маркович остается верен принципу полифонизма, но расширяет его, обнаруживая внутренний диалогизм слова автора-персонажа и диалог «грандиозного календарного круга природы» и «малого симметричного круговорота единой человеческой жизни», который определяет степень сложности картины мира, построенной в пушкинском романе.