Переосмысление жанровых традиций в «гимнах» В. Сосноры
Виктория Викторовна Полякова
Докладчик
магистрант 1 курса
Беларусский государственный университет
Беларусский государственный университет
135
2024-04-23
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
В статье
осуществляется анализ «гимнов» В. Сосноры, отражающих черты его ранней
поэтики. Рассматривается развитие жанровой традиции гимнов в русской поэзии
второй половины ХХ в.; выявляются интертекстуальные связи, включающие
стихотворения Сосноры в общелитературный процесс.
Тезисы
Ключевые слова: В. Соснора;
жанровая традиция; сатирические гимны; заглавие; гротеск
Целью исследования является выявление специфики использования жанровых традиций гимнов в стихотворениях В. Сосноры, имеющих одноименные заглавия. В работе анализируются «гимны» поэта, входящие в ранний сборник «В поисках развлечений» (1960—1962): «Гимн сарделькам», «Гимн гномам», «Гимн агентам снабженья», «Гимн зубилу».
Для достижения поставленной цели используются следующие методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, методика интертекстуального анализа, а также комплексного анализа художественного текста.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проведен анализ «гимнов» Сосноры, а также их интерпретация в творчестве советского поэта; рассмотрено соединение традиционных и новаторских черт этого жанра; показано влияние поэтики сатирических гимнов В. Маяковского; выявлена общая тематика стихотворений.
Гимн, являясь одним из античных жанров, постоянно развивался, о чем свидетельствует появление с течением времени новых видов: религиозного, национального, революционного, сатирического гимна. Переосмысление традиционных жанров связано с тенденцией их обновления в XX в.
Соснора создает собственную линию гимнов: они характеризуются разнообразием гротескно-иронических приемов, общей целью которых является высмеивание пороков общества.
Интертекстуальные связи, используемые автором, отсылают к творческой манере Маяковского, к античным, средневековым мифам и легендам, а также к множеству явлений советской действительности. Они продолжают существующую традицию и демонстрируют включенность текстов в общелитературный процесс.
Таким образом, в результате анализа избранных стихотворений Сосноры отмечается переосмысление и развитие жанровой природы гимнов: «жанр гимна, сохраняя свои формальные показатели, выполняет функции, противоположные его исторически установившимся задачам, — не воспевает, а обличает, высмеивает» [Комаров, 2009: 351].
Литература:
Комаров К. М. Специфика жанра сатирического гимна в творчестве В. Маяковского // Дергачевские чтения—2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 349—353.
Целью исследования является выявление специфики использования жанровых традиций гимнов в стихотворениях В. Сосноры, имеющих одноименные заглавия. В работе анализируются «гимны» поэта, входящие в ранний сборник «В поисках развлечений» (1960—1962): «Гимн сарделькам», «Гимн гномам», «Гимн агентам снабженья», «Гимн зубилу».
Для достижения поставленной цели используются следующие методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, методика интертекстуального анализа, а также комплексного анализа художественного текста.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проведен анализ «гимнов» Сосноры, а также их интерпретация в творчестве советского поэта; рассмотрено соединение традиционных и новаторских черт этого жанра; показано влияние поэтики сатирических гимнов В. Маяковского; выявлена общая тематика стихотворений.
Гимн, являясь одним из античных жанров, постоянно развивался, о чем свидетельствует появление с течением времени новых видов: религиозного, национального, революционного, сатирического гимна. Переосмысление традиционных жанров связано с тенденцией их обновления в XX в.
Соснора создает собственную линию гимнов: они характеризуются разнообразием гротескно-иронических приемов, общей целью которых является высмеивание пороков общества.
Интертекстуальные связи, используемые автором, отсылают к творческой манере Маяковского, к античным, средневековым мифам и легендам, а также к множеству явлений советской действительности. Они продолжают существующую традицию и демонстрируют включенность текстов в общелитературный процесс.
Таким образом, в результате анализа избранных стихотворений Сосноры отмечается переосмысление и развитие жанровой природы гимнов: «жанр гимна, сохраняя свои формальные показатели, выполняет функции, противоположные его исторически установившимся задачам, — не воспевает, а обличает, высмеивает» [Комаров, 2009: 351].
Литература:
Комаров К. М. Специфика жанра сатирического гимна в творчестве В. Маяковского // Дергачевские чтения—2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 349—353.