XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Разработка диалоговой системы, использующей методы активного слушания для психологической поддержки абитуриентов

Елизавета Валентиновна Астапенко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В настоящее время активно развивается область компьютерной лингвистики, касающаяся создания различных диалоговых систем. Особенно актуальной проблемой при разработке является понимание искусственным интеллектом чувств человека и оказание поддержки. В данном докладе рассматривается возможность реализации методов активного слушания в диалоговой системе для психологической поддержки абитуриентов.

Тезисы

Ключевые слова: диалоговые системы; чат-боты; активное слушание; психологическая поддержка

В настоящее время активно развивается область компьютерной лингвистики, касающаяся создания различных диалоговых систем. Особенно актуальной проблемой при разработке является понимание искусственным интеллектом чувств человека и оказание поддержки. Цель данного доклада  — продемонстрировать возможность реализации в диалоговой системе методов активного слушания при общении чат-бота с абитуриентами. Поступление в университет — всегда волнительный процесс для выпускника школы. Возникает множество переживаний, связанных с новым этапом в жизни, а справиться с ними в одиночку бывает порой очень трудно. 
Активное слушание — это коммуникативная техника, которая отличается особой вовлеченностью слушающего в разговор, что создает доверительную атмосферу и дает собеседнику возможность свободно выражать свои мысли. Методы данной техники включают в себя следующие приемы: поощряющие реплики; перефразирование (передача своими словами основных идей, озвученных собеседником); повторение, позволяющее демонстрировать внимание к репликам говорящего; уточнение (в т. ч. зеркальный вопрос); отражение и признание чувств, что связано с проявлением эмпатии; резюмирование (подведение итогов) [
Rogers and  Farson, 1987; Соренсен, 2020].
В данной работе мы разделили существующие приемы на 3 группы. К первой отнесли методы, которые могут быть легко реализованы в диалоговых системах. Например, поощряющие реплики («Неужели?!», «Не может быть!», «Продолжайте, пожалуйста, я вас внимательно слушаю!»), использующиеся чат-ботом в том случае, если в ответе пользователя присутствуют определенные ключевые слова («представляешь, «наконец-то» и пр.). Ко второй группе мы отнесли приемы, требующие перестраивания исходной реплики собеседника. Например, уточнение, перефразирование («Если я правильно понял, то...», «Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду, что...?»). Третью группу составили приемы, связанные с проявлением эмпатии (т. е. отражение и признание чувств) и требующие более глубокого анализа смысловой составляющей ответа пользователя.
В практической части работы представлен прототип диалоговой системы, использующей приемы первой и отчасти второй группы методов активного слушания.
Разрабатываемая система может быть позже интегрирована в чат-бот приемной комиссии СПбГУ, разрабатывающийся при поддержке кафедры математической лингвистики.

Литература:
Соренсен М. Услышать и понять. Основа доверительных отношений. М., 2020.
Rogers С., Farson R. Active Listening. Excerpt from Communicating in Business Today R. G. Newman, M. A. Danzinger, M. Cohen (eds) D.C., 1987.