XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Как получить речевой материал с заданным интонационным оформлением?

Евгения Сергеевна Елисеева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фонетика (онлайн)
2022-04-22
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Научный интерес данной работы сконцентрирован на подборе речевого материала для русской речи, в котором определённые типы высказываний способствовали бы реализации ожидаемых интонационных конструкций. В качестве основы для составления материала взяты готовые фразы из учебника «Русская грамматика» 1980 г., также взяты русскоязычные фразы из набора «17 фраз и коротких диалогов» (использовались при создании корпуса BraPoRus). В ходе исследования было обнаружено, что с помощью заданного контекста не всегда можно инициировать реализацию определенной ИК у говорящего.




Тезисы

Одна и те же фраза, произнесенная разными говорящими, может различаться синтагматическим членением, мелодическим оформлением, местом интонационного центра. Целью данного исследования было проверить, какие типы высказываний в русской речи с наибольшим успехом позволяют получить речевой материал с заданной интонационной конструкцией (ИК). В список задач исследования вошли следующие: подбор материала; его запись; проведение слухового и инструментального анализа с использованием программы Wave Assistant; составление выводов на основе полученных результатов. Материал для исследования частично взят из «Русской грамматики. Том 1» 1980 г. из раздела по интонации, кроме того некоторые фразы были взяты из набора «17 фраз и коротких диалогов».
Исследование проходило в три этапа: во-первых, обработка имеющегося материала, выбор фраз и микродиалогов с целью инициировать у диктора необходимую ИК в определенном контексте. Следующим этапом работы была запись материала носителями русского языка в Санкт-Петербурге. Финальным этапом исследования стал анализ полученного материала. В ходе исследования были получены следующие результаты: ИК-4 можно легко получить в вопросах с «а», например, во фразе: — Я не могу поехать. — А Наташа?; ИК-6 также хорошо реализуется в уточняющих вопросах (переспросах), например, — Аня с Мишей живут теперь на Шри-Ланке. — Где-где они теперь живут?, в восклицательных предложениях ИК-6 может заменяться на другие ИК; во фразе Я Вам поражаюсь! Сколько у вас терпения! ИК-5 реализовалась у большинства дикторов, но, тем не менее, данная конструкция может заменяться на другие ИК, в частности на ИК-2; ИК-7 часто заменяется на ИК-5, но в некоторых случаях её реализацию удается инициировать за счёт контекста, например, во фразе — Ты что! Тебя же уволят! — Подумаешь, уволят! Новую работу найду!