50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Французские чтения. Учителя и ученики. Памяти Татьяны Соломоновны Таймановой. Lectures françaises : maîtres et disciples A la mémoire de Tatiana Taïmanova

Вероника Дмитриевна Алташина
Руководитель
Вероника Дмитриевна Алташина
Руководитель
Вероника Дмитриевна Алташина
Руководитель
Секция «Французские чтения» была создана доктором филологических наук, профессором СПбГУ Т.С. Таймановой в начале 2000-х гг. Тематика секции соответствовала научным интересам исследовательницы: советско-французские контакты в межвоенное двадцатилетие ХХ века, рецепция и аспекты творчества Шарля Пеги, исследование мифологемы и архетипа Жанны д'Арк во французской литературе и т.п. Традиционно участниками «Французских чтений» помимо литературоведов были историки, искусствоведы, музыковеды, театроведы, философы из разных стран.   В юбилейном 2022 году секция обновляет свой формат, расширяя хронологические рамки и тематику, но сохраняя при этом в качестве приоритета компаративистский и междисциплинарный аспекты. Кроме своего широкого исторического названия «Французские чтения» секция ежегодно будет конкретизировать круг рассматриваемых проблем. Поскольку заседание посвящено памяти Т.С. Таймановой, то вторая часть названия  — «Учителя и ученики» — предусматривает как изучение научного наследия исследовательницы, так и обращение к более широкой проблеме преемственности в искусстве и науке.   К участию в работе секции приглашаются филологи, лингвисты, философы, культурологи, искусствоведы; специалисты по французской литературе, культуре и искусству.    
Примерный круг рассматриваемых тем: •   актуальные проблемы изучения франкоязычной литературы; •   преемственность и новаторство в литературе и науке; •   проблема литературной рецепции в пространстве франкоязычной литературы; •   проблема культурного трансфера в пространстве франкоязычной литературы; •   русско-французские интеллектуальные и литературные контакты; •   междисциплинарные исследования во франкоязычном интеллектуальном пространстве.  
Рабочие языки секции: русский, французский, английский.
La section « Lectures françaises » a été créée par le docteur ès lettres, professeur à l'Université d'État de Saint-Pétersbourg Tatiana Taïmanova au début des années 2000. Le thème de la section correspondait aux intérêts scientifiques de la créatrice: les contacts franco-soviétiques dans l'entre-deux-guerres du XXe siècle, la réception de l'œuvre de Charles Péguy et les recherches sur cet auteur, l'étude du mythologème et de l'archétype de Jeanne d'Arc dans la littérature française, etc. Traditionnellement parmi les participants il y avait des littéraires, des philosophes, des historiens, des historiens de l'art, des musicologues, des experts en théâtre de différents pays.   En 2022, pour le cinquantenaire du colloque,  la section renouvelle son format: tout en conservant la perspective comparative et interdisciplinaire, il s’agira d’ élargir le cadre chronologique et les axes de recherches. En plus de son vaste titre « Lectures françaises », la section précisera chaque année le panel des questions à l'étude. Puisque la rencontre de cette année est dédiée à la mémoire de Tatiana Taïmanova, la deuxième partie du titre - "Maîtres et disciples" - prévoit l'étude du patrimoine scientifique de la chercheuse et fait en même temps appel au problème de la continuité dans l'art et la science.   La section encouragera les discussions et les échanges entre chercheurs internationaux dans des domaines différents : littérature, philosophie, histoire, histoire de l’art, musicologie etc.    
Les contributions pourront s’inscrire dans plusieurs axes: -          Les enjeux actuels des recherches sur la littérature francophone ; -          La tradition et l’innovation dans le processus littéraire et les recherches scientifiques; -          Le problème de la réception dans l’espace de la littérature francophone; -          Les processus de transfert dans la littérature francophone; -          Les contacts  et les échanges intellectuels et littéraires russo-français ; -          La recherche interdisciplinaire dans l’espace intellectuel francophone.  
Langues de la section : russe, français, anglais. 
Адрес руководителя секции   v.altashina@spbu.ru,  nikaalt@bk.ru 

Charles Péguy, une écriture sans pareille

Jean-Pierre Sueur
Докладчик
Парламент Франции

Учителя и ученики: поэма Шарля Пеги «Ева» и роман Алена-Фурнье «Большой Мольн» - двойная преемственность

Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Готическая архитектура в творчестве Шарля Пеги в сопоставлении с русскими авторами (Волошин, Мандельштам, Парнок)

Людмила Леонидовна Шведова
Докладчик
доцент
Университет Лотарингии (Франция)

Комедия Мольера «Мизантроп» сквозь призму салонной культуры

Светлана Юрьевна Павлова
Докладчик
профессор
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

Философ-эрудит, друг Дидро и издатель собрания его сочинений: роль Ж.-А. Нежона в интеллектуальной культуре эпохи Просвещения

Артем Александрович Кротов
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ш.-Л. Монтескье – предвестник теории естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо

Екатерина Николаевна Васильева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

О преемственности научных школ: от А.С. Лаппо-Данилевского к теории истории во Франции ХХ в.

Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Патафизические учителя Жоржа Перека: инвентарь «патаписьма»

Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Учитель красоты Уайльда и Пруста

Екатерина Михайловна Белавина
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Поэтика Жака Шессе: уроки Зюскинда или отцов церкви?

Екатерина Михайловна Белавина
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Полина Михайловна Угарова
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Г. Марсель и Н.А. Бердяев: критика объективации

Мария Александровна Кобринец
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ромен Роллан о Панаите Истрати (неизвестные письма Роллана сибирскому писателю Г. Вяткину)

Марина Альбиновна Ариас-Вихиль
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

Ф.М. Достоевский во Франции. По поводу его двухсотлетия

Жерар Абансур
Докладчик
профессор
INALCO (Paris)

К проблеме литературной рецепции: Марина Цветаева

Валентина Петровна Чепига
Докладчик
преподаватель
Страсбургский университет

Anatole France et les questions sociales en Russie

Frédéric-Gaël Theuriau
Докладчик
директор
Centre d'Etudes Supérieures de la Littérature

Русская девушка как символическая фигура в декадентском романе Жозефена Пеладана "Любопытная"

Дмитрий Викторович Токарев
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Рецепция Кристины Пизанской в России

Оксана Александровна Михайлова
Докладчик
ассистент
Российский государственный гидрометеорологический университет

Анри де Кериллис, "Из Парижа в Москву на самолете": необычный травелог и судьба его автора

Юлия Викторовна Гусева
Докладчик
научный сотрудник
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)

Образ болезни и больного во французских и русских автобиографических комиксах

Ксения Валерьевна Яковлева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Метерлинковский символ в восприятии Андрея Белого

Даниил Александрович Стогний
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

«Свободная дисциплина» в романе Жоржа Дюамеля «Наставники» (1937)

Елизавета Александровна Легенькова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Рецепция легенды во французской культуре XIX века

Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

Образ детства в мемуарно-автобиографической прозе французского романтизма: Ф.-Р. Де Шатобриан и Жорж Санд

Анна Валентиновна Попова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

Трансфикциональность современных сказок о Красной шапочке.

Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

Роман Шань Са «Играющая в го» с точки зрения концепции экзистенциальной коммуникации

Наталья Сергеевна Шуринова
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет

Отказ от репрезентации и новая чувственность: экзофикшн Мари Дарьесек и Камий Лоранс

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь

Поль Клодель и католическое возрождение рубежа XIX-XX веков

Константин Валерьевич Банников
Докладчик
старший преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Жорж Нёвё – авангардный инсценировщик творчества Ф.М. Достоевского 1860-х годов

Елена Дмитриевна Гальцова
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

Писать о музыке: страсть к мелодии у Руссо

Teo Sanz
Докладчик
аспирант
Boston College

Южнокорейское прочтение романа «Опасные связи» Ш. де Лакло: драма и дорама

Марина Ринатовна Алташина
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный институт сценических искусств