50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Почти серьезно…» Елены Польди и процессы циркизации в современном российском театре

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Циркизация театра; цирк; культурный ресайклинг; ресайклинг советского; Елена Польди; Юрий Никулин; «Антикварный цирк».

Тезисы

В конце 2010-х – начале 2020-х годов произошел всплеск интереса к пространству арены, законам представления и фигуре циркового артиста. Одним из следствий актуализации циркового искусства в современном культурном пространстве стала тенденция к циркизации театра (процесс, который ранее уже происходил в искусстве на рубеже 1910–1920-х годов). Отличительными особенностями циркизации театра является включение в представление элементов эксцентрики и клоунады, пантомимы, акробатики, трюков и вставных цирковых номеров, реприз; «перформативный переворот» и движение в сторону постдраматического театра.
Одним из представителей нового цирка на российской сцене является Елена Польди – создатель труппы «Антикварный цирк», художественный руководитель Мастерской экспериментального курса по специализации «Режиссер цирка» в ГИТИСе. В 2021 году в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда был поставлен ее театрально-цирковой концерт «Почти серьезно...». Представление-трибьют было приурочено к 100-летию со дня рождения Юрия Никулина. Драматургом выступил Е. Зайцев, композитором и автором новых аранжировок стал А. Поляков. В спектакле принимали участие выпускники ГИТИСа.
Спектакль базируется на мемуарах Ю. Никулина. Выбор текста «Почти серьезно» значим. Фигура Никулина, бывшего в 1982–1997 годах директором Московского цирка на Цветном бульваре, связана с развитием цирка в позднесоветскую и постсоветскую эпохи. В одном из интервью Ю. Квятковский, руководящий уже упоминавшемся курсом в ГИТИСе и возглавлявший до недавнего времени Росгосцирк, признавал, что советский цирк был символом эпохи и российскому цирку непросто соответствовать тому эталону, а также отмечал тот факт, что это «структура, которая живет законами и принципами, которые возникли в советское время».
Спектакль Елены Польди построен как диалог с советским искусством цирка, кино, эстрады, беллетристики. Мемуарный текст Никулина служит поводом для рефлексии, чтобы, оттолкнувшись от него, участники представления могли предложить свои номера и репризы. Из художественного произведения отбираются отрывки, которые затем визуализируются, либо в них упоминается какой-либо предмет, затем использующийся в качестве реквизита в концерте (чайник, кукла и др.). В ткань спектакля гармонично включаются документальные и художественные фрагменты, аранжировки песен о цирке и шлягеров из кинофильмов. В результате, возникает понимание того, что временного и поколенческого разрыва нет. Об этом свидетельствует и финал: на глазах зрителя создается фотоколлаж из различных фрагментов лиц, в итоге складывающихся в лицо Юрия Никулина.

Тезисы подготовлены при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00414 («Советское сегодня (Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990–2010-е годы»)).