50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Принципы и методы выявления одаренных детей (в области иностранных языков)

Татьяна Валерьевна Сказочкина
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ

ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
18:10 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Одаренность, одаренные дети, мотивация, выявление, контроль, обучение, тестирование.

Тезисы

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей в области иностранных языков необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Таким образом, система диагностики является не только инструментом контроля и оценки, но и мотивации и обучения. В данной статье мы опираемся на одно из положений модели человеческого потенциала, а именно, что одаренный ребенок - это не констатация факта, а характеристика перспективы развития. Одаренность – это динамическая характеристика, потенциал личности ребёнка. Ответственность педагога заключается в том, чтобы выявить и поддержать этот потенциал. Проблема выявления одаренных детей и подростков может быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Система контроля по своей сути может быть реализована в образовательном процессе как инструмент обучения, мотивации и диагностики. Мотивация предполагает, что  учебный процесс основан на использовании внутренних резервов обучающихся, что позволяет повысить эффективность обучения. Имея определенный опыт, знания, интересы, учащиеся лучше запоминают, осмысливают, усваивают и применяют свои знания в определенных смоделированных ситуациях. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для актуализации познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей. Новая концепция образования заключается в том, что программы обучения предусматривают привитие учащимся практических умений и навыков. Эта задача может быть решена при условии интенсификации всего учебного процесса, которая включает усиление коммуникативной направленности урока (на любом уроке) как развитие интеллектуально-творческого навыка, а также комплексную реализацию задач обучения.  Мы также рассматриваем «Рабочую концепцию одаренности», которая является официальным документом в системе российского образования и разработана как федеральная целевая программа «Одаренные дети». В этом документе говорится о том, что с одной стороны, анализ одаренности обучаемых осуществляется со стороны педагогов. С другой стороны, само педагогическое мастерство оценивается по шкале одаренности, принимая во внимания критерии выявления, методы обучения и принципы и подходы при составлении программ и тестов.