50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Тестирование педагогических компетенций: принципы, требования и структура

Татьяна Евгеньевна Нестерова
Докладчик
главный научный сотрудник
РГПУ им. А.И. Герцена

ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

оценка уровня, профессиональные компетенции, TKT, DILS-PG, валидность.

Тезисы

Потребность в объективной оценке профессиональных компетенций преподавателей РКИ ощущается уже давно. Удобным и качественным инструментом для этого может быть специально разработанный тест. За рубежом уже применяются тесты для преподавателей английского языка Teaching Knowledge Test (TKT) и преподавателей итальянского языка Certificazione in Didattica dell’Italiano Lingua Straniera (DILS-PG). Тест педагогических компетенций (ТПК) для преподавателей русского языка как иностранного, который впервые был разработан авторским коллективом РГПУ им. А.И. Герцена в рамках проекта «Класс!», реализуемого на территории Республики Узбекистан и направленного на повышение качества преподавания русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на русском языке в 2020-2021 гг. Данный тест прошел расширенную апробацию на большом количестве учителей русского языка Узбекистана в течение 2020-2021 гг. Тест был создан с учетом общепринятых в современной международной практике принципов проведения языковых экзаменов Cambridge Assessment English и на основе отечественной методической школы обучения русскому как иностранному. Тест педагогических компетенций состоит из пяти модулей. Модуль 1: Система языка, основы методики его изучения и преподавания. Задания направлены на проверку знания терминологии и понятий, применяемых в обучении русскому языку как иностранному. Основное внимание в содержании модуля уделяется особенностям лингводидактического описания языка. Модуль 2: Методика преподавания русского как иностранного. Задания направлены на проверку умений ориентироваться в современных методах и приемах обучения русскому языку как иностранному и особенностям обучения видам речевой деятельности. Модуль 3: Ход и ведение урока. Задания направлены на проверку умений вести урок, определять тип урока в зависимости от потребностей учащихся. Модуль 4: Интегрированное предметно-языковое обучение. Задания направлены на проверку знаний об интегрированном подходе к обучению языку. Проверяются умения планировать урок и использовать ресурсы, необходимые для интегрированного обучения. Модуль 5: Особенности обучения в начальной школе. Задания направлены на проверку знаний об особенностях развития и обучения детей младшего школьного возраста и умений применять стратегии, необходимые для обучения данного контингента учащихся. Особое внимание при создании теста уделялось оценке уровня профессиональной компетенции в зависимости от результатов тестирования, полученных по каждому модулю. Кандидату присваивается уровень в зависимости от степени сформированности его профессиональных компетенций в каждом модуле. Уровень 4 свидетельствует о том, что кандидат демонстрирует всесторонние и точные знания во всех областях учебной программы ТПК по данному модулю.