50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Отражение межтекстовых связей в севернорусских житиях XVI-XVII вв. в корпусе СКАТ

Елена Леонидовна Алексеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Елена Андреевна Рогозина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Владимировна Азарова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Константин Владимирович Сипунин
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2022-03-16
15:35 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

корпус СКАТ; содержательная разметка; заимствования

Тезисы

Общеизвестно, что житийные тексты строились по определенному канону и при их написании авторы ориентировались на существующие образцы: в уже накопленном агиографическом материале подбиралось жизнеописание святого, близкого по характеру своей деятельности и чертам личности к святому, чье подвижничество предстояло описать, и автор нового жития свободно пользовался текстом предшественника, иногда только заменяя имена и топонимы, иногда адаптируя или сокращая текст (Панченко: 494-495). Например, в качестве источников для Жития Александра Свирского И. Яхонтов приводит Жития Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и Кирилла Белозерского (Яхонтов: 37-87), уже в наше время Н. В. Пак добавила к этому списку два переводных жития (Пак: 150).
Можно по-разному относиться к такому использованию чужих сочинений. Яхонтов очень низко оценил труд Иродиона, автора Жития Александра Свирского, не признав за ним никакой исторической ценности (Яхонтов: 86), в то время как Л. А. Дмитриев посмотрел на него с другой точки зрения: «Полнота наших сведений об обстоятельствах написания И<родионом> Жития Александра Свирского красноречиво свидетельствует о том, в чем прежде всего агиограф XVI в. видел задачу своего труда: рассказать о святом, имея в виду реальные факты его жизненного пути, во всяком случае хорошо зная эти факты, так, как об этом уже рассказывалось о других святых, предшественниках этого нового святого» (Дмитриев: 441).
Севернорусские жития, входящие в корпус СКАТ (Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов, проект кафедры математической лингвистики СПбГУ), позволяют обнаружить многочисленные текстовые фрагменты житий, воспроизводимые разными авторами. Например, фрагмент из вступления Пахомия Логофета к Житию Сергия Радонежского использован также в житиях Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского.
В корпусе СКАТ к имеющимся двум видам содержательной разметки (разметка глав и разметка цитат) мы добавляем третий: разметка повторяющихся фрагментов. Эта разметка позволит постепенно накопить реестр таких фрагментов и сделает возможным их выделение и в других текстах житий.

Литература

Дмитриев Л. А. Иродион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIV-XVI вв.). Ч. 1. Л., 1988. С. 440-442.


Пак Н. В. К проблеме источников Жития Александра Свирского // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 145-151.

Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о “типологическом” методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491-534.

Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881.