50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Игра в реальность и вымысел: границы условности в спектаклях Филиппа Кена

Елена Андреевна Сылова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Театр; современное искусство; режиссёр; Франция; современный театр; границы и условности; Филипп Кен.

Тезисы

Творчество французского режиссера Филиппа Кена известно театральному зрителю по ряду его спектаклей с коллективом Vivarium Studio, а запоминаются чаще всего огромные кроты и другие фантастические звери, существующие на сцене наравне с артистами. Филипп Кен (Philippe Quesne) создает новые миры, формирует стратосферы на сцене, мебелирует в стиле хюгге и прочих порожденные им экосистемы. Его миры легко сделать и легко нивелировать-разорить, как птичье гнездо на болоте (в спектакле «Swamp club» процесс деконструкции мира занимает минут 10, не больше). Составные части его мира в спектаклях чрезвычайно простые: лаконичные материалы, атмосферная музыка, вереница героев (как правило, у него нет главных и второстепенных, все равнозначны), односоставные или назывные предложения в репликах персонажей, иностранная речь (в спектакле могут говорить сразу на нескольких языках). Особо следует отметить царство живой и неживой природы в его мирах – муляжи-чучела животного мира Земли (в «Меланхолии драконов» (2008) отправной точкой стал искусственный снег, в «Swamp club» –  искусственная трава, кусты, чучела и муляжи животных средней полосы), при этом всегда есть место живым существам. Либо это живая собака на сцене, либо правдоподобный живой крот под 2 метра ростом.
В докладе рассматриваются спектакли Филиппа Кена «Swamp club» ("Болотный клуб", Vivarium Studio, Франция; премьера в России в рамках Восьмого международного фестиваля «Александринский», Новая сцена Александринского театра), «Парк Крушений. Жизнь одного острова» (театр Нантер-Амандье, Франция; премьера в России в рамках Театральной олимпиады 2019, Новая сцена Александринского театра), Farm fatale (Vivarium Studio, Франция, Kammerspiele, Германия; премьера в России в рамках фестиваля NET, театр Et cetera) и других как торжество условностей – сюжета, сценического пространства, актерской игры, – и исследуется феномен реалистичности создаваемых им миров. Режиссер конструирует свои театральные вселенные, создавая на сцене настоящие экосистемы болота, леса, моря и т. д., населяя их животными, добавляя персонажей. Как удается создавать атмосферу достоверности и иллюзию соучастия в царстве болот с муляжами цапель и огромными ростовыми куклами-кротами? Какой механизм идентификации запускает режиссер у зрителя, используя лишь театральные средства выразительности? Отдельно рассматривается вопрос зрительских реакций на основе отзывов в пространстве социальных сетей.